ИВАН ИЛЬИН

Письма к архимандриту Константину (Кириллу Зайцеву)1

1

Архимандриту Константину < 17. VI. 1951>

17/VI/1951,

Высокочтимый и по-прежнему дорогой Отец Константин!

Помогите мне, пожалуйста, в беде. Отец Давид Чубов одолжил мне первый номер Вашего журнала “Православный Путь”2. Само собою разумеется, что я его тут же и проштудировал. Беда-то в том, что, штудируя книгу, я ее покрываю карандашными отметками (подчеркивания, восклицательные и вопросительные знаки, отзвуки согласия или несогласия еtс.). Только при этом условии книга входит в мою творческую лабораторию.

Ну вот, каюсь: я и испачкал книгу отца Давида и расставаться с нею не хочу.

Вижу издали Вашу благостную улыбку и ободренный ею прошу: будьте добры, пришлите мне такой же экземпляр, чтобы я мог вернуть его Отцу Давиду, и сообщите его цену, а я уж сумею уплатить и цену, и почтовые расходы -найду пути!

Ваша статья “Два исповедания веры”3 — поистине катартическая4'. Но этот катарсис5 надо продолжать!

Пожалуйста, передайте мой привет, сердечный и теплый, И. М. Андрееву6. У него горящее сердце. Как это хорошо.

Испрашивая Ваших молитв, остаюсь Ваш о духе

И. А. Ильин.

2

Архимандриту Константину <28.V1.1951>

Дорогой Отец Игумен!

Получил Ваш авион. Благодарю за письмо и за журнал. Разрешите in medias res7.

Бердяева8 я знал еще в Москве, с 1908 года. Всегда тяготился его безответственными выдумками и его аутистической9 “религиозностью”; всегда ужасался от его публично-производимых бесстыдных телодвижений — языком, ртом и руками10. Мой друг, человек глубокой церковности, Валентин Александрович Тернавцев11, говаривал: “В Бердяеве сидит бес, это однажды обнаружится” ... Прозвище Бердяева в Москве было — “белибердяев”; но к белиберде дело не сводится.

Заграничный Бердяев есть создание масонских лож. Он вступил в ложу, покидая Берлин и договариваясь с ИМКою. Менеджером его был Г. Г. Кульман12 (ныне один из возглавителей ИРО). Все остальное дело ложи. Последние годы я не следил за его книгами — и с чрезв<ычайным> интересом читал выдержки в Вашей статье. До 1938 года я жил в Берлине и знаю, кто его выдвигал среди протестантских пасторов. Это были те круги, которые в доверительных беседах высказывались всегда в защиту сатаны. Это говорилось мне, на мое замечание о дьявольстве большевизма: “Aber der Satan ist eine sehr nützliche Kraft…Meister vom Stuhe13 русской масонской ложи в Берлине, Алексей Августович Давидов34, три года уговаривавший меня вступить в ложу, дал мне однажды мас<онский> журнал “Le Symbolisme”15, в коем я нашел статью редактора “Parlons du Diable”16; постараюсь прислать Вам ее в фотокопии. В другом мас<онском> журнале “l'Асасiа”17 я нашел статью “Рlaidoеr роur lе Satan”18. В здешней прессе профессор Кöhler, цюрихский теолог, при каждом случае пишет за сатану; напр<имер>, Мефистофель имя “искаженное” — на самом деле надо Мегисто-фелес, т. е. наиполезнейший и т. д. — Со всем этим связаны Экумена19 и ИМКа. В Экуме-не Бердяев в последние годы своей жизни выступал как тайный советник, эксперт по России, Православию и большевизму.

Отсюда вся история Бердяевщины; но и Булгаковщины. Ибо книга Булгакова в защиту Иуды Предателя20, с попыткой провозгласить Иуду национальным покровителем русского народа (ибо “мы тоже предали Христа”) — принадлежит сюда же.

В Германии профессора теологи-экуменисты то и дело дают студентам Бердяева как тему для диссертаций.

Что же делать нам, зажатым между католиками, масонами и большевиками?

Отвечаю: стоять, держась левой рукой (от сердца идущей) за Господа Христа, за Его неделимый хитон, а правой рукой бороться до конца за Православие и Россию православную21. И прежде всего зорко видеть те круги, которые “варят антихриста”. Все сие, — хотя бы грозило полное с виду бессилие и полное одиночество. Этому я и посвящаю остатки моей жизни.

При таком воззрении Вы поймете, какой внутренней борьбы мне стоило — отправить рукопись моей только что законченной книги “Аксиомы религиозного опыта” (33 года вынашивал, 4 года вырабатывал окончательный текст) — на имя Дональда Лаури22 в Париж. Этот путь мне рекомендовал 2 года тому назад, после личной беседы с Лаури — Владыка Митрополит Анастасий. Отдельные главы этой книги я читал Анастасию в присутствии Еп. Леонтия23 Женевского; Леонтию самому; и всю книгу мне переписывал Отец Давид Чубов (цюрихский). Книга посвящена исследованию строения подлинного религиозного акта (от Конфуция24 до Киркегарда25 и Ясперса26) и доказательству того, что настоящий религиозный акт имеется именно в Православии (от Кирилла Иерусалимского27 до Феофана Затворника28). Никаких ересей, новоучений, “конструкций” в ней нет. И, в частности, с Чубовым мы имели множество бесед о самых глубоких темах и проблемах. Имена Бердяева, Булгакова, Франка, Лосского я совсем даже и не упоминаю в об ширных Литературных Добавлениях. Ибо странно цитировать этих соблазнителей наряду с Василием Великим и Григорием Богословом... Разве только в 13 главе “Религиозный смысл пошлости”, где подобран целый букет религиозной патологии и тератологии. 29

Если ИМКа возьмет книгу, то я буду скорбно подавлен этим обстоятельством. Если она потребует изменений в тексте, то я порву с нею переговоры. Если она откажет, то я положу ее наряду с целым рядом моих книг, готовых к печати, в архив — для грядущей России. Сколько раз я говорил из сердечной плэромы: “Если Господу угодны мои писания, то Он соблюдет их; а если они Ему не угодны и им суждено погибнуть, то да будет Его воля”.

Возвращаясь к Бердяеву: — в ожидании того, что встанет православный богослов, который напишет о нем исчерпывающе, а это потребует большого труда, ибо творчество его — это целая авгиева конюшня, думается мне, надо было сделать именно то, что Вы сделали в Вашей статье. Я только “барина" никогда не воспринимал в нем. Сноб — да, аутист — да, нестыдящийся — да. Но наряду, напр<имер>, с Е. Н. Трубецким30, С. А. Аскольдовым31, Л- М. Лопатиным32 — Бердяев удручал своим самолюбую щимся моветоном33. В гримасах — это был дьяволо-одержимый; в возражениях и полемике — часто хам. Но не барин.

Кончаю на этом.

Испрашивая Ваших святых молитв, остаюсь о духе

Ваш И. А. Ильин.

1951/VI/28.

<На первой странице вдоль письма приписка:> NВ. Иоанна Шаховского34 знаю лично. И в Берлине и в USА за ним всегда стояли мас<онские> круги.

3

Архимандриту Константину <1951>35

Дорогой Отец Игумен!

Только что получил Ваше авионное письмо от 5 июля и сердечно благодарю Вас за него. Вам надо знать предшествующую историю сего дела.

Годы идут, а я заканчиваю книгу за книгой и складываю их у ног Господа моего; угодны они Ему, то Он со хранит их, как милостиво хранил доселе... Неугодны — то и я в них незаинтересован... Все они об одном; как восстановить нам, русским, а за нами и другим, верный духовный акт. Акт веры, акт правосознания, акт художе ства, акт совести, акт очевидности, акт характера. Давно уговаривал меня И. С. Шмелев дать хоть что-нибудь <-имкиным детям”, а за ним уговаривали и другие. Я отказывал, ибо чуял запах оного места. - Приблизительно в декабре 1949 года я писал Владыке Анастасию в Мюнхен о том, что заканчиваю мою новую книгу по философии религии и вопреки уговорам друзей продолжаю питать глубокое отвращение к масонам и янкменам. В своем письме от 19 января 1950 года Владыка писал мне между прочим:

“Я не знаю, о каких янкменах говорите Вы? Когда здесь был Лаури (заведующий издательством в ИМКа), я заговорил с ним о Ваших трудах, ожидающих издания на русском языке. Он выразил удивление, почему Вы не хотите обратиться к ним, давая мне понять, что они с полной готовностью пошли бы Вам навстречу. Приемлемо ли это для Вас?”

Вслед за тем в марте Владыка Митрополит лично писал Лаури о сем деле и, получив от ИМКи ответ, переслал его мне. Там стояло: “Ваше Высокопреосвященство. Ваше письмо от 20 Марта относительно издания трудов профессора И. А. Ильина получено в отсутствие Д. И. Лаури, находящегося в настоящее время в Америке. Спешу. сообщить Вам, что издательство ИМКа-Пресс будет очень радо принять на рассмотрение рукописи профессора Ильина, поэтому если профессор Ильин пришлет их в ИМКа-Пресс, они будут представлены на просмотр редакционной комиссии, заключение которой будет затем сообщено автору. Не имея рукописей здесь, ИМКа-Пресс никакого решения принять не может. По возвращении Д-ра Лаури в Париж (в конце апреля) Ваше письмо будет немедленно ему передано. Испрашивая Ваших архипастырских молитв, остаюсь с глубоким уважением К. Перешнева секр<етарь> Д. И. Лаури”.

Таким образом это дело переросло мой личный масштаб: вопрос встал об отношении Имкиных детей к Соборной Церкви... И тем не менее мне стоило больших усилий воли послать им мою рукопись... Две трети ее переписывал мне Отец Давид Чубов, настоятель здешнего Цюрихского соборного прихода- Мы долго с ним советовались, и я как на духу излагал ему всю силу моего внутреннего противления. Наконец я решил: испытать этот путь, сохраняя полную и ежеминутную готовность погасить все это дело, как только их условия мне не подойдут, иными словами — никаких сокращений, никаких текстуальных и идейных уступок, старая орфография и т. д.

Испытание ныне давно уже закончилось. Я отослал рукопись 29 мая; почта долго требовала с них какую-то пошлину; 16 июня рукопись наконец была выдана им. А 29 июня их делопроизводитель Крутиков уже писал мне отказ. Вот его текст.

“Многоуважаемый Иван Александрович. Мы получили вашу рукопись “Аксиомы религиозного опыта”. К сожалению мы не видим возможности издать ее, ввиду того, что программа изданий уже установлена нами на год вперед. Не откажите в любезности сообщить нам, по какому адресу нам вернуть Вам эту рукопись. С совершенным уважением Б. Крутиков”.

А. В. Карташев был поражен моим извещением. Он пишет: “Крутиков, конечно, тут ни при чем. Это только писарь”,.. Это приказ ихнего “Олимпа”. Лаури “хранитель заветов Бердяева”... “Очевидно Вы гонимы там за номен ипсум. Илииниана сунт, нон легунтур”36...и т. д.

Мое первое внутреннее движение — была скорбь о том, что эмигрантская пресса монополизирована врагами России. И тотчас же я почувствовал величайшее облегчение от этой “имкиной выставки” и возблагодарил Ангела Хранителя за то, что отвел от меня эту кампанию и атмосферу. Рукописи они, конечно, и не читали: в ней одного веса — пять с половиною кило. Я дал полномочие Крутикову выслать рукопись заказным В. П. Рябушинскому37 (председателю общества Икона), адрес под Парижем. И нисколько не ропщу, а жду дальнейших указаний Свыше.

Иметь их отказ — это определенно и показательно. Это межевание. Это вроде аттестата за хорошее поведение. Приемлю и ничто же вопреки глаголю. А в беседе с Владыкою Анастасием Лаури сразу — каптировал его беневоленцию38 и провоцировал меня. Имкины дети обнаружились; это вовсе не плохо. Из этого надлежит делать выводы...

Еще раз благодарю Вас за прямое и совестное письмо.

Если бы я Вас совсем не знал, то я полюбил бы Вас за одно это письмо.

Я в жизни видел столько незаслуженной милости Божией; столько раз рука Хранителя отводила занесенную надо мною злую руку, что и в этом происшествии вижу ту же самую милость. И уповаю.

В главе 10 моей книги “О чудесном и таинственном” — я высказываюсь за то, чтобы люди не искали и жизни нарочитых чудес и не искушали Господа такими “вызовами”. Но всякая исполненная молитва есть уже живое и религиозное событие. Тут скажу больше: неисполненная молитва столь же чудесна и благостна. А в моей жизни есть молитвы, исполненные потрясающе и “указующе”.

Что я буду делать? Как только позволят болезнь и суровое переутомление, буду завершать следующие книги. имеющие столь же мало шансов быть напечатанными.

Благодарю Вас за указания, дававшиеся Вам Игумну Иову39. С ним нелегко: в нем самовластие фельдмаршала и советов он не любит...

Испрашивая Ваших святых молитв, остаюсь Ваш о духе

И. А. И<льин>

4

Архимандриту Константину / 10.Х. 1951 /

10/Х.1951.

Доверительно

Высокочтимый и дорогой Отец Игумен

Пишу лежа, в клинике, где нахожусь с 3 Августа. Ес ли не хватит сил дописать самому, то додиктую до конца Наталии Николаевне. Вы познакомились с нею у нас в Берлине (Sodenег Stг. 36), когда навестили нас в Ваш последний приезд; она Вас и чаем угощала. На днях, уже в клинике, мы справляли с нею 45-летний свадебный юбилей.

Ваше последнее письмо я получил уже здесь в клини ке и ответил на него многое множество раз, но не по земной почте, а по иной. Земною я долго не владел, а Ваше письмо было братски теплое и пастырски верное. Я (без преувеличения) готовился к смерти всю жизнь, но не готов к ней и сейчас. Так иногда и уповаю: выздоровлю, потому что не готов — надо довершить начатое, нельзя уйти без того. Господь знает и смилуется...

Ваше тогдашнее письмо, полное созерцания и заботы, меня глубоко тронуло. А я отвечал на него бессильным, -полусонным шепотом. Доктора нашли у меня инфаркт сердца, т. е. пролом одной его части и только теперь рентг/еновским/ снимком как будто выяснили, что это все локализуется. Поэтому они 1 1/2 месяца старались усыпить во мне соменалиями и транквиллитами всякую умственную, волевую и эмоциональную жизнь, чтобы сердце не обременялось творческою (духовною) работою, а сосредоточилось на своем телесном восстановлении (застройка пролома). Я переносил это очень тяжело, хотя никаких “видений” и никакого бесовства не видел. Но эта пустота полуспящего весь день полусознания, эта проносящаяся в нем весь день сущая ерунда бессвязная, эта не возможность сосредоточиться вообще, а тем более на Главном, изводили меня непрестанно. Я им говорил: “Вы погасили меня, Вы развязали во мне ребяческую фантазию и усыпили мой дух”, а они отвечали: “мы этого-то и хотели, но это временно необходимо, чтобы сердце не обременялось перенапряженным горением духа и заня лось бы своим “телесным самостроением”; мы надели на Вас временную “Zwangsjacke40” — потом все вернется, мы из Вас уберем все эти излишние медикаменты и все восстановится. Я мог только молиться; это конечно — главное — но молитва не была плэротична41, ибо душа или спала, или полуспала. Поэтому я издали утешался молитвами друзей.

Кажется теперь, на третий месяц, когда урезали все атропины и убрали все лишнее, я начинаю оживать. Но инфаркт еще не зарос и не открыт. Дух ожил; но душа еще полуспит, а тело слабо еще до уныния.

А Ваше первое письмо остается для меня незабвенным.

Теперь разрешено от этого больничного “бессилия” — к делу.

12.Х1. Мне было бы радостно выпустить мою книгу в слагающемся у Вас издательстве. Вы знаете, как тягостно мне было обращаться к Имкиным детям. Но я считал бы правильным договориться с Вами с самого начала о не которых опасениях и пожеланиях.

1) Опыт этой книги я носил в себе всю жизнь, от первой детской исповеди.

Замысел книги был концепирован в 1920 году, когда я впервые по поручению Историко-философского факуль тета Моск/овского/ Унив/ерситета/ читал курс “Введение в историю религий”. Затем из этого курса бы ло прочтено несколько докладов в публ/ичных/ Заседаниях Моск/овского/ Псих/ологического/ Общества. С тех пор я не расставался лабораторно с этой книгою. Од ну главу Вы слышали в Праге. В Риге их удостаивал своим ободрением Владыка Иоанн Поммер (священно-мученик). Текст, постановка вопросов, разрешение их все уточнялись и углублялись из десятилетия в десятилетие. В 1946 году я сел за окончательный текст и завершил его в два неотрывных года. Еще два года ушло на моби лизацию накопленного богатства литературы (Св. Отцы! Оригиналы азиатских религий. Средние века. Новейшее). Я закончил все в Апреле 1951, причем все было два и три раза отредактировано. Я писал книгу с какою-то глухо-слепой мыслью, что она меня “надорвет” и уведет.

Все это пишу не для хвастовства, а для того, чтобы сказать, что книги, так вынашиваемые и вырабатывае мые, следует печатать в том виде, как они закреплены автором, не меняя и не “исправляя”, а если необходимо. то полемизируя с ними впоследствии. Так я немедленно отозвал бы книгу из Имки, если бы они потребовали изменений. Менять мне нечего: ό γέγραφα - γέγραφα 42

2) Я и не предвижу de facto серьезных разногласий с Вами, несмотря на мою для большинства непривычную постановку задачи.

Я не пишу о Догматах, ибо они приняты мною в Никео-Царегр/адском/ составе; а “неодогматику” г.г. Б/улгакова/, Б/ердяева/ и других я искони относил к их самомнению и глупости.

Я пишу об Акте: как должен сложиться акт веры в душе соврем/енного/ человека, все растратившего и оскудевшего. Ибо если он так сложится в любой душе, уже конфессиональной или неверующей, то акт этот приведет его к священному естеству Православия.

Единственно, что я не приемлю, это что земной человек может сам стать “богом” (категория языческая) или тем более “Богом” (в смысле православном). Этому посвящены 23 и 24 главы. Я отнюдь не отрицаю “обужения”, но разумею его как проникновение Благодатию, а отнюдь не как богостановление (ипостась в ипостась, как выражается Макарий Египетский43).

13/Х. Но я опасаюсь, что при многоголосном составе редакц/ионного/ комитета и некоторой для православного богословия непривычной постановке вопроса мною, — одному “не понравится” одно, другому — другое, третьему — третье. Возникнет несогласие между редакторами и между ними и автором и дело на этом про валится. Ересей нет, можете быть уверены; и даже покушений на них нет, ибо я не выдумывал, а исследовал; я искал приближения к древнеисконному, а не новых выдумок. И тем не менее на предварит/ельном/ чтении текста многими все может развалиться.

Я думаю, что о книге надо судить так: надо, чтобы один уполномоченный и не узкомыслящий человек полу чил поручение — решить: с’est à prendre ou à laisser 44.

3) Объем. В книге 27 глав, каждая в среднем по 1 печ/атному/ листу (27х16=432); сюда надо добавить Литературные Добавления, к каждой главе “подглавка” (зато в тексте примечаний почти нет). Думаю, что при наборе петитом это составит еще страниц 200. Здесь собрано целое множество — и благоуханных цитат из Св. Отцов, и анализ данных исторических фактов, показующих пути и соблазны иноведомых ересей и т. д. Это — арсенал для православного проповедника; это подтверждение того, что иные народы имели свое предварительное-частичное “откровение”; это обнаружение того, что Христос таинственно “пас” и нехристиан. Защита Иконы. Вскрытие проблем имяславия, реформатства, инквизиции...

14.Х. Больше половины книги переписывал мне отец Давид Чубов (Цюрихский), и я его с пристрастием допрашивал об уклонениях от церковности. Он отрицал таковые. Главу о Чуде владыка Леонтий признал настояще-православною. Словом, я не предвижу расхождений по существу. Постановка же вопроса напоминает Феофана Затворника, но он — православный учитель, а я — ис следователь истории религий с прикровенным или явным ведением к православию. Особенно в главе “Дары Церкви” (17).

Теперь прошу Вас, дорогой Отец Игумен, поступать в дальнейшем, как Вам подскажет Ваша православная со весть. М/ожет/ б/ыть/, следовало бы показать это письмо (доверительно) Владыке Анастасию? Но как только Вы, взвесив все, напишете мне “высылайте текст”, так я его и вышлю.

Помолитесь за меня. Обнимаю Вас. Ваш И. А. И/льин/.

5

Архимандриту Константину /12.IХ.1952/

Высокочтимый и дорогой Отец Игумен!

Спасибо Вам за святые Ваши молитвы о болящем Иоанне, за чудную икону Св. Пантелеймона и за добрую отзывчивость на предприятие моих парижских друзей. За всякую помощь и за всякую подписку благодарю особо. Без моих друзей в Париже я бы ничего не мог ни пред принять, ни осуществить. Но их энергия превозмогает все трудности.

Дикие времена! Чтобы “преуспевать” в земных делах самого доброкачественного и предметного свойства — надо усвоить недоброкачественную и противупредметную установку. Большевик “все” “может”; масон — чрезвы чайно многое; католик — многое. А одинокая, Божия птица — ничего. Но вот в это “ничего” я как раз и не верю. В течение десятилетий вынашивая мои книги, кои “варились” сразу во многих котлах (в котором забур лит — счерпаешь, запишешь и опять крышку прикро ешь), я постоянно помнил одно: надо, чтобы вызрело, я отвечаю перед лицом Божиим, неважно скоро-и-много печататься, важно, чтобы созрело. А затем? Если Господь благословит моих детей, то они уцелеют, и напечатаются, и послужат Его делу. А если они Божьему Делу не нужны, так мне и подавно торопиться некуда. Образование парижской группы “Друзей “Аксиом” как раз в то время, когда я готовился к “отплытию” — было мне великим утешением. Я был в клинике с начала августа 1951 (ин фаркт сердца) четыре месяца, и затем после двухмесяч ных мучений — дома (декабрь 1951 — январь 1952) еще 6 месяцев (астма, язва желудка, грипп, воспаление вен в правой руке). Я вернулся домой только месяц тому на зад — полубольной. В итоге я шесть месяцев ничего не читал и не писал; только мучился, думал, молился и го товился. С февраля я опять за работой, то сидя в кресле, то лежа. Но не быв отозван — дослуживаю, ищу закре пить отстой многих лет.

Дикие времена! Исследование — аскетично, оно кор мит дух, а не плоть. Записал? Надо переписать. У нас берут за машинописную страничку 2 фр. — почти пол доллара. Переписано? Рассылай по архивам, ибо печа таться можно только на свой счет. Не годятся мои писа ния ни гукасовым, ни янкменам, ни фордовцам (бедный Чехов! при чем он в этой фальшивой затее?!45). Как про сто сказать: на свой счет!.. По земному говоря — сплош ное “разорение”... Но милостию Божиею (так, что иногда стонешь: “Господи, не заслужил!”) плывем. 15 сент/яб-ря/ начнется набор в Navarrе46; будет длиться около 7 ме сяцев. Распределение по томам я отметил на листке. Два первые взноса обеспечены. Третий составляется ныне из подписок и “малого" добровольного "меценатства"; ибо большие меценаты (русские) озабочены накоплением или же слушаются злых советников (вроде пароходчика Власова47). А я клянчить не умею; и угождать иностран цам тоже не умею. И к “Марку Ефимовичу48 не пойду. А Рыбинский49 сделает (если Вы ему скажете, — он мой старый приятель по Белграду). Итак, еще раз за все бла годарю и пишу следующую книгу “О монархии”.

Испрашивая Ваших святых молитв остаюсь Ваш о духе

И. А. И/льин/.

1952/IХ/12.

6

Архимандриту Константину /3.1.1953/

Ваше Высокопреподобие досточтимый и дорогой Отец Игумен!

Сердечно поздравляю Вас и всю Вашу Братию с праздником Рождества Христова! Да воссияет и нам грешным свет Его присносущий!

Спасибо Вам за присыл журнала “Православный Путь”. Больше всего меня захватило Ваше Предисло вие и статья Колесникова50. Обе статьи бьют в набат и имеют к тому полное основание. Хотят поглотить, раз ложить и поглотить; внутренне замутить, ослабить, скло нить к компромиссам, запугать, обещать, купить и подмять*. Весь вопрос в том: кто и как? Вся задача в том, чтобы найти глубину и твердость недосягаемые. “Их” не один центр, а несколько, не менее трех, и, по-видимому, за всеми тремя — один единый. 1. Ком<мунисты>. 2. Рим. 3. тот, в который входит и экумена, и “иеговисты”51, и еще многие другие ответвления. Жизнь научила меня называть 3 по имени; только с теми, кто первый в беседе назовет третий центр полноименно. Жи ву давно с открытыми глазами. Наблюдаю, проверяю, учусь по печатным источникам, которые удается добыть; нередко изумляюсь беспечному выбалтыванию планов врагами, нередко отчаиваюсь, что люди не видят или не хотят видеть. И как охотно зацепляются, “коготком”... Как легко находят самообманные формулы!

Но писать об этом долго и утомительно. А надо бы — со всею прямотою и откровенностью. Испрашивая Ва ших святых молитв, еще раз благодарю Вас.

Ваш И. А. И/льин/.

3/I/1953.

* Простите, перо испортилось, заканчиваю карандашом.

7

Архимандриту Константину /январь 1953/52

Высокочтимый, дорогой отец Игумен!

Благодарю Вас за рождественский привет и за при сылку сборника. Особенно благодарю Вас за молитвы и за всякое утешительное слово. Сборник еще не прочел, но прочту в первую очередь.

С 24 ноября до 21 января я был дома, преодолевая сердечную слабость врачебной помощью, и притом ус пешно. Но с начала января обнаружилось желудочное заболевание, с которым оной доктор решительно спра виться не мог. И вот я опять в клинике для диагноза. Рентгеновские снимки установили небольшую язву же лудка (Ulkus). Немедленно приступили к лечению и уве ряют, что вылечат скоро. Все-таки эта коллаборация ос лабленного сердца с желудочными болями (мучитель ными!) сулит не много хорошего, и я в глубине души готовлюсь предстать. Может быть, друзья и пастыри вы молят мне еще возвращение к творческой работе. Прошу Ваших святых молитв.

Я написал Владыке Анастасию, что весь комплект моей рукописи “Аксиомы религиозного опыта” с Литера турными добавлениями лежит в Париже у В. П. Рябу-шинского и ждет только указания Владыки для того, что бы начать перелет через океан. Это будет, конечно, го раздо дороже, чем переплытие, но в таких случаях о рас ходах не думают. Посылать же без востребования было бы неправильно.

Но ни от Вас, ни от Владыки Митрополита давно уже никаких известий нет, что меня и беспокоит и огорчает.

Подумайте только, я имел уже два масонских отказа, несмотря на то, что не обращался к масонам совсем.

Первый отказ слишком хлопотливые друзья получили от Возрождения (Гукасов), второй дали янкмены в лице Лаури. Третий отказ, церковный, поставил бы меня в положение гонимого изгоя, к чему я внутренне должен готовиться, но подготовиться окончательно все еще ни как не могу.

Знаю, что все в Воле Божией: и отозвать меня, и вер нуть в жизнь; и дать простор моей работе, и запереть ее под спуд, и соблюсти мою работу для будущей России, и испепелить ее атомно, — воля Божия и над Вами, и надо мною, и над всей вселенной. К ней я и взываю, ей я и покоряюсь, особенно в долгие бессонные ночи, полные тьмы и мук.

Писала письмо Наталия Николаевна, а я диктовал. Шлю Вам сердечный привет, прошу благословения и молитвы.

Адрес обычный: Zollikon. Prof. Iljin

Ваш И. А. И/льин/.

8

Архимандриту Константину <без даты>53

Высокочтимый и дорогой Отец Игумен!

Благодарю Вас за Ваше ласковое письмо о N “несообщении” про выход моей книги. Какая там “вина”... Христос среди нас, и есть, и будет! Но вот — деловая сторона.

Мои сведения о цензуре в USА гораздо серьезнее, чем это могло казаться. Мой старый друг по Мос к/овскому/ Унив/ерситету/, Григорий Александрович Алексеев54, “книжник” (но нисколько не “фарисей”), соборянин и благороднейший человек, сообщал мне, что книги на имя его склада в Нью-Йорке задерживались этой цензурой на срок до полугода. Запросить мне всех подписчиков в USА о получении книг — невозможно; а отсутствие оных могло толковаться так, что они “еще не вышли”. Вот пришел первый запрос из Мidland — от Вали Толкмит (старшая дочь Сергея Горного55) — не по лучила. А мы посылали все заокеанские книги заказными пакетами, и рассылка была закончена к 18 июня. А большинство подписчиков не подтверждает получения.

Теперь о другом. Я только что впервые прочел В. В. Розанова56, “Апокалипсис нашего времени”57 с отрече нием от Христа и христианства, с издевательством над Евангелием. Всего 150 страничек, но мерзостей он навер тел за всю жизнь. Вот “мистагог”58 всех Бердяевых, Ме режковских, Булгаковых, Вяч. Ивановых с tutti quanti59. Два дня я бурлил, как “ушедший” самовар; ночью имел прямые припадки дурноты и тошноты. Вот “жидовствующий” наподобие или в прообразе Ваших USА апокалиптиков. А о России там наговорено!!... Питаю отвращение к чистке авгиевых конюшен60; да и не по состоянию моего сердца сейчас это дело. Но кажет ся — не умолчу.

Теперь два слова о моих “Аксиомах”. Одна из главных забот моих была — не родить “ересь”. Думаю, что их у меня и нет. Надо знать мое долголетнее отвращение к мережковщине-бердяевщине-розановщине, аскез моей силы суждения и острое чувство ответственности, ведшее меня через жизнь. Доходя до “своего особомнения”, про верял его десятилетиями и спокойно произносил его только тогда, когда находил таковое у кого-либо из моих любимых Отцов Церкви: Василий Великий61, Григорий Богослов62, Иоанн Златоуст63, Палама64, ДаМаскин65.

Верьте, что смуты нет у меня. Но это не богословие, а исследование по истории религий.

Испрашивая Ваших святых молитв, пребываю Ваш о духе.

И. А. И/льин/.

Verte!6

Доктора мною очень довольны; а я постоянно мучаюсь и за муку славлю Господа.

9

Архимандриту Константину /18. VIII. 1954 /

Высокочтимый Отец игумен!

Отвечаю Вам обратной почтой. Мне, конечно, было бы естественнее всего ответить Вам немедленным согласием — и “засесть”. Но, к сожалению, моя работоспособность весьма урезана и на восстановление ее нет никаких видов. 1950-й год наградил меня тромбофлебитом, который окончательно не прошел. 1951-й год угостил меня инфарктом сердца, от которого остался шрам навсегда. 1952-й год снабдил меня язвой желудка, от которой остался шрам в желудке. Отсюда слабость сердца, одышка и быстрая утомляемость. Я продолжаю работать и надеюсь скоро завершить большой труд о Монархии. Это будет пятая книга, готовая к печати и тщетно чающая издателя. Все щелки моего времени и все запасы моих сил набиты до полного отказа еще другими твердыми обязательствами, и если бы я Вам обещал нужную Вам статью, то это было бы заведомым литературным надувательством: “обещал да обнищал”. По вопросу о католицизме я высказался обобщающе в Наших Задачах № 117, 118, 119, 120 и потом в перепечатке в Дне Русского Ре бенка. Отнюдь не дерзаю предлагать Вам этот уже опуб ликованный дважды текст. Но главное о католичестве высказано с остальным анализом и автентическими цита тами в Аксиомах Религиозного Опыта (в тексте и в литерат/урных/ добавлениях). Знатоки вопроса говорили мне не раз, что критические обличения католицизма в Ак сиомах “неотразимы”. Возвращаться еще раз к этому предмету я к сожалению не могу.

Сердечно благодарю Вас за Ваши святые молитвы о нас. Я и больной постоянно благодарю Господа за все и Его же милосердию поручаю мои непечатающиеся труды.

Ваш И. А. Ильин.

1954/VШ/18.

ПРИМЕЧАНИЯ

Настоящая коллекция из 9 писем (автографы) хранится в архиве И. А. Ильина, кор. 57, п. 8. Письма публикуются впервые.

'Зайцев Кирилл Иосифович (1887 — 1975) — юрист, преподавал на юридических факультетах в Праге и Харбине. После смерти жены принял монашество и закончил свои дни как Архимандрит Константин в Св.-Троицком монастыре в Джорданвилле (США). 2Ежегодичный богословский сборник, издававшийся в Свято Троицком монастыре в Джорданвилле (штат Нью-Йорк) с 1950 г.

зИеромонах Константин. Два исповедания веры. Ни колай Бердяев. Самопознание: (опыт философской автобиогра фии). — Париж; УМСА-Ргеss, 1949. Сергей Булгаков. Автобио графические заметки (посмертное издание)/ Предисл. и примеч. Л. А Зандера. — Париж: УМСА-Ргеss, 194б//Православный Путь. — Джор данвилль, 1950.

4 катартическая — от катарсис.

5 катарсис очищение (в основном от преступления и греха). 6 Андреев Иван Михайлович (псевдоним Андриевский) (1879 — 1954) религиозный деятель. См. ниже отрывки из писем Ильина к нему.

7 in medias res (лат.) — “в середину дела”, в самую суть дела.

8 Бердяев Николай Александрович (1874 — 1948) — философ, литератор, публицист, общественный деятель. В 1922 г. выслан из Советской России. 9 аутистической — сам, один, без других) — своей собственной. 10 У Бердяева был тик лица и при выступлениях у него вываливался язык. 11 Тернавцев Валентин Александрович (1866 — 1940) — религиозный писатель, богослов, чиновник особых поручений при обер-прокуроре Святейшего Синода, один из учредителей Религиозно-философских; собраний в Петербурге (1901 — 1903). 12 Кульман Густав Густавович (1895? — 1961) — окончил гимназию в 1913 г. и Юридический факультет университета в 1918 г. Энтузиаст русской культуры, публицист, автор бердяевского журнала “Путь”, один из руководителей YМСА, работал в отделе помощи русским беженцам в Европе, помог в деле основания Русского Богословского Института при св. Сергиевском Подворье в Париже. В 1929 г. принял Православие. Позже работал в Лиге Наций, помогая бесчисленным беженцам 30-х и 40-х гг.

13 (нем.) — “но сатана очень полезная сила”... Председатель (буквально — мастер стула).

14 Давидов Алексей Августович — композитор, принадлежал к бер линской ложе “Три Глобуса”, в 1923 г- стал 1-м заместителем досто почтенного мастера парижской ложи “Астрея”.

15 (фр.) — символизм.

16 (фр.) — беседы с дьяволом.

17 (фр.) — акация.

18 (фр.) — защитительная речь для сатаны.

19 Экуменическое движение. См. письмо к К. Е. Климову, коммент. 10.

20 Речь идет о статье прот. С. Булгакова “Иуда Искариот Апостол-Предатель”. напечатанной в журнале “Путь”, № 26 и № 27, 1931.

21 Эти строки Ильина стали известны накануне учреждения 9 февраля 1997 г. Общероссийского общественного движения “Россия Пра вославная”, принявшего в качестве государственной и политической идеологии философию И. А. Ильина как одно из многих предвидений русского мыслителя.

22 См. : Письма к вел. кн. Владимиру Кирилловичу, коммент. 29.

23 Леонтий (Барташевич) (1914 — 1956) — епископ Женевский с 1950 г.

24 Конфуций (Кун-Цзы) (ок. 551 — 479 до н. э.) — древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды изложил в книге “Лунь юй” (“Беседы и суждения”).

25 Кьеркегор (Киркегор) Серен (1813 — 1855) — датский теолог, фи лософ-иррационалист, писатель.

26 Ясперс Карл (1883 — 1969) — немецкий философ, ведущий представитель религиозного экзистенциализма, психиатр.

27 Кирилл (315 — 386) — св. отец. Иерусалимский архиепископ, ас кет, известен как проповедник.

28 Феофан Затворник (в миру Говоров Георгий Васильевич) (1815 — 1894) — русский епископ, богослов, проповедник, с 1872 г. жил в за творе. В 1988 г. канонизирован.

29 тератология (греч. — чудовище и , — учение) — наука, изучающая врожденные уродства отдельных органов и целых организмов.

30 Трубецкой Евгений Николаевич (1863 — 1920) — философ, право вед, религиозный и общественный деятель.

31 Аскольдов (настоящая фамилия Алексеев) Сергей Алексеевич (1871 — 1945} — философ, член Петербургского религиозно-философского общества.

32 Лопатин Лев Михайлович (1855 — 1920) — философ-персоналист, психолог, друг и последователь Вл. Соловьева, с 1894 по 1917 г. редак гор журнала “Вопросы философии и психологии”.

33 моветон (от фр.) — плохой, плохо сделанный, дурной, скверный и ton — тон, стиль, манера говорить, держать себя.

34 Шаховской Дмитрий Алексеевич (1902 — 1989) — князь, архиепископ Иоанн Сан-Францисский, поэт, писатель, критик, философ и богослов.

35 Машинопись, в которую рукою Ильина вписаны слова “Это ме жевание” и подпись в конце письма. Второй экземпляр машинописи хранится в Архиве И. А. Ильина, кор. 57, п. б и идет вслед за письмом к архимандриту Иову в Мюнхене.

36 номен ипсум. Илииниана сунт, нон легунтур (лат.} — за одно только имя. “Илиниана не читабельна”.

37 Владимир Павлович Рябушинский смог невероятными усилиями воли и любви своей опубликовать труд Ивана Александровича Ильина “Аксиомы религиозного опыта”. Вот отрывок из письма Софьи Ми хайловны Лукомской к И. М. Андриевскому от 14 июля 1953 г.: “Эта| книга своего рода происшествие в духовной жизни Зарубежной Руси. Книги Ильина не находят издателя на русском языке. Их печатают только немцы. И появление этой книги — чудо. Слепнущий В. П. Рябушинский последнее свое зрение пустил на то, чтобы познакомиться с рукописью Ильина, и, познакомившись, решил, что напечатать надо. Как он довел это дело до конца, одному Богу известно. За этот год (прошел год с первого его письма о том, что он предпринял это печатание), он ослеп окончательно. Его последние письма глубоко волнительны: он пишет их ощупью... Так вот, этот старик, бродя по Парижу со своей белой палкой слепца, довел это дело до конца, и теперь заботится о том, чтобы достойно поместить это выведенное им в свет про изведение” (см.: Проф. И. А. А н д р е е в. Памяти профессора Ивана Александровича Ильина: (Критико-био-библиографический очерк, вместо некролога)// Православная Русь. — Нью-Йорк, 1955. — № 23. — С. 4).

38 беневоленция (от лат.) — доброжелательство, благо склонность, благоволение, милость.

39 Иов — не установлен.

40 (нем.) — смирительная рубашка.

41 Здесь: полная.

42 — что начертано, то начертано.

43 Макарий Великий (Египетский) (ок. 301 — 390 или 391) — величайший христианский аскет, молитвенник, автор многих православных молитв.

44 (фр.) — взять это или оставить.

45 Речь идет об издательстве им. Чехова.

46 Navarre- область в Испании, граничащая с Францией, историческая местность по обе стороны от западных Пиренеев, в прошлом ко ролевство.

47 Власов — не установлен.

48 Вайнбаум Марк Ефимович (1890 — 1973) — журналист, публицист, с 1922 по 1973 г. — главный редактор нью-йоркской газеты “Новое Русское Слово”.

49 Упоминается Рыбинский Николай Захарович.

50 Проф. диакон Александр Колесников. Адвентисты седьмого дня //Православный Путь. — Джорданвилль, 1953. — С. 96-117.

51 иеговисты — представители секты “Свидетели Иеговы”, возник шей в США в 1878 г., когда Чарльз Рассел (1852—1916), сын торговца мануфактурой в Питсбурге, отделился от протестантской секты адвентистов Седьмого дня. Благодаря необычайной активности и напору, опирающимся на чисто американскую деловитость и организован ность, секта в последние годы насчитывает свыше 3 млн. человек. В современной России эта секта относится к тоталитарным.

52 Письмо написано рукою Н. Н. Ильиной под его диктовку.

53 Без даты, но судя по содержанию, “Аксиомы религиозного опыта” вышли в свет, следовательно, это 1953 г.

54 Алексеев Григорий Александрович — не установлен.

55 Упоминается С- Горный-Оцуп.

56 Розанов Василий Васильевич (1856 — 1919) — русский философ, писатель, публицист.

57 “Апокалипсис нашего времени” впервые вышел в Сергиевом По саде в ноябре-декабре 1917 г. (№ 1 и 2) и в 1918 г. (№ 3 — 10). Ильин, по-видимому, читал работу Розанова в журнале Версты, 1927, 2.

58 Мистагог (гр.) — входящий в таинства, посвящающий в мистерии, у древних греков — жрец, совершавший обряды в мисте риях.

59 (лат.) — и всякие другие; и пр. и пр.; поголовно все.

60 авгиевы конюшни — в древнегреческой мифологии конюшни ле гендарного царя Авгия, которые не чистились много лет и были, со гласно мифу, очищены в один день Гераклом, направившим туда воду реки. Здесь: нечто чрезвычайно загрязненное.

61 Василий Великий (Кесарийский) (ок. 330 — 379) — архиепископ, нсликий отец и учитель церкви, богослов, философ-платоник, созда тель Литургии Василия Великого.

1)2 Григорий Богослов (329 — 389) — великий отец и учитель церкви, самоотверженный и преданный друг Василия Великого.

63 Иоанн Златоуст (347 — 407) — св. архиепископ константинополь ский, великий отец и учитель церкви, проповедник, создатель Литур гии Иоанна Златоуста.

64 Полома или Паламис Григорий (ок. 1297 -— ок. 1360) — митропо лит солунский, принял участие в споре с Варлаамом Калабрийским и Акиндином о Фаворском свете, доказывая, что свет этот не есть творе ние, но свет присносущий.

65 Иоанн Дамаскин (ок. 680 — ок. 780) — известен своей славой ученого и богословски-искусного защитника православия, автор “Догматического богословия”.

66 (лат.) — поверните. Ильин написал нижеследующую при писку на полях вдоль письма.

Hosted by uCoz

OCR: чт. Евгенiй Дорошинъ
© "Златоуст"

Hosted by uCoz