НА ПОРОГЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

(Великопостное послание)



Великий пост испытывает нашу любовь к Богу, испытывает нашу решимость к добродетельной жизни. Одно дело – решиться, другое – взяться за выполнение решения, и третье – довести начатое до конца. Первое и второе сопряжены с радостью и воодушевлением. Решился – значит победил себя в мыслях своих и намерениях, взялся за дело – значит что-то я могу. Тут в борьбе с самим собой нам помогает наше самолюбие и самолюбование. Кому не приятно видеть себя решительным и способным взяться за настоящее и трудное дело? Тем более за то дело, которое сейчас “не в почете”, является уделом не многих. Как разгорается наше тщеславие! “Надо же, я в горстке героев, возвысившихся над всеобщим безумием, над всемирным стадом несмыслящих!”… Подожди, герой, доведи дело до конца. Конец – всему делу венец, и цыплят по осени считают. “Претерпевший до конца спасется” (Мф. 24: 13).


Продолжение начатого дела уже не подпитывает наше тщеславие, а наше самолюбие и вообще входит в конфликт, в борьбу с самим ходом начатого дела. Происходит это потому, что реальность жизни оказывается совсем не такой, каким его представляло наше воображение. Мы начинаем отстаивать правоту своей теории, и наши усилия уже идут не на дело, а на борьбу. Чем больше преуспели в отстаивании своего самомнения, тем больше повредили своему делу. Не дай нам Бог испортить все дело добродетельной жизни!


Вот Церковь и дает нам добрый урок, надежный навык, поприщем продолжительного Великого поста. Предлагая пост, Церковь нам предлагает познать свою немощь. А гордость наша, напротив, велит нам выявить в посте “свою мощь”: “Я докажу сам себе (и не плохо бы, чтобы и еще хоть кто-то “случайно” заметил!), что я хозяин своего тела и могу поститься не хуже, а еще и получше других”. Не удивительно, что плодами такого “постного подвига” являются только раздражительность, гневливость, обидчивость, осуждение, придирки, ропот, уныние, разочарование во всех и во всем. А вся беда-то в том, что мы от гордости своей не отказались, что смирение и кротость не полюбили. А что же это такое – кротость и смирение? – Это заповеди Божии. Причем настолько значительные, что Господь Иисус Христос их особенно выделил, сказав: “Научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем” (Мф. 11: 29). И эти-то важнейшие заповеди мы не полюбили. Вывод из этого вытекает очень настораживающий: мы не полюбили и Бога, который дал эти заповеди. Об этом прямо сказано: “Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня” (Иоан. 14: 21).


Братья и сестры! Начиная пост, бойтесь гордости, самомнения и самолюбования. Положите главным направлением поста и главным в нем приобретением смирение и кротость. Но помните, гордость сокрушается ударами по нашему самолюбию, потому-то Бог и попускает нам много искушений особенно во время поста. Терпеливо преодолевайте искушения, вновь и вновь смиряя себя, даже если вам и будет казаться, что вы все ниже и ниже опускаете себя. Смирение – это и есть самоуничижение, так пристало ли нам, православным христианам, беспокоить себя вопросом – не слишком ли мы позволяем себя унижать?! Произнесите этот вопрос иначе – не слишком ли много мы позволяем дать нам добродетели смирения?! – и познаете его нелепость.


Во время поста проверяйте успехи не своего физического состояния (насколько похудели), а своего духовного состояния (насколько присмирели). Не “видения” и не ощущение “крыльев за спиною”, а благодушное перенесение унижений, оскорблений и несправедливостей от близких и от чужих – вот успех поста и польза для души! Сумейте рассудительно размыслить и привести себя в теплое покаянное чувство. Если вы обнаружите себя в раздражительности, в подозрительности, в осуждении и обиде, но при этом в вас уживается и стремление назидать других, обличать и укорять их – это сигнал крупнейшего поражения вашей души. Это беда – скорее спасайтесь! Враг обманул вас – скорее к помощи Божией, к молитве, к самоукорению… Утихомирьте себя: “Умири нашу жизнь, Господи!” – и со всею строгостью к себе – спешите на исповедь.


Не забывайте никогда еще и добродетель простоты. Она тоже самим Господом выделена среди прочих: “Если не будете как дети, не войдете в царство небесное” (Мф. 18: 3). Сложности умножаются, когда мы себя выгораживаем, когда пытаемся оправдать себя, свою лень, своеволие, лицеприятие, осуждение окружающих. Вроде бы понятно, что ко всем мы должны относиться не иначе, как Христос нам повелевает через Евангелие. Однако нам хочется оправдать себя и мы бываем готовы перелистать всю Библию, все святоотеческие правила, чтобы найти такие слова, которые можно подверстать, оправдывая свое отступничество от Евангельского духа. Потом мы ропщем на сложность жизни, на отсутствие авторитетного духовного руководителя, не замечая, как уже отвергли идеальный авторитет – Христово Евангелие. Поступить по Евангелию оказывается гораздо проще, но для этого требуется большая степень самоотверженности. В течение поста, а особенно в его конце вместе с кротостью и смирением в нас должен увеличиться и навык евангельской простоты.


Побеждая себя и уповая на Бога, благословясь, начнем Великий пост не обманывая себя и не прельщаясь, будем помнить, что это трудное, важное и ответственное дело. От этого дела в большой степени зависит наше спасение. Только Господнее провидение знает – будет ли у каждого из нас время и возможность в будущем повторить этот подвиг Великого поста. Положим же на сердце свое намерение совершить до пасхального конца этот пост как последний в нашей временной жизни. Дай нам Господь для этого сил и умножь в нас веру, любовь и терпение.


епископ Евтихий. 2001 г.


 

 

Hosted by uCoz