Не может быть сомнений в том, что со дня своего основания, вот уже 80 лет, и по сей день, святая наша Русская Зарубежная Церковь отмечена особым благоволением. Ныне празднуем мы редчайшее торжество -архиерейский юбилей нашего глубокочтимого Аввы Первоиерарха Митрополита Виталия. “ И сказал Господь Моисею, говоря : объяви сыновом израелевым и скажи им : освятите пятидесятый год, да будет у вас юбилей”/Лев. 25 гл./. В истории Вселенской Церкви вообще, очень редко можно встретить архиерея (всего три случая в Русской Церкви, среди них знаменитый московский митрополит Филарет), удостоившегося столь знаменательного и редкого торжества, тогда как в нашей Зарубежной Церкви, за ее короткую историю, это уже второй случай, когда не просто архиерей, а Первоиерарх, сего удостаивается!

Христова Церковь, естественно, не папистская ересь, в которой "непогрешимый" римский папа, кощунственно именуемый "наместником Христа" (!), воплощает собою всю свою лже-Церковь. Французская поговорка так и говорит: простудится папа - вся Церковь будет чихать. Тем не менее, каждый Первоиерарх является; как бы лицом той Церкви, во главе которой он Провидением Божиим поставлен. Окинем взором историю нашей Церкви со дня ее основания и возблагодарим Бога за то, что мы - недостойные и грешные в наш озверевший и отвернувшийся от Бога век - лицом своим имели четыре алмаза Православия. Всегда ли мы, все ли мы, по-должному ценили и ценим это?

Три дивных предшественника

Митрополит Антоний (Храповицкий) – поистине, всеправославная совесть, широкоизвестный богослов, возродитель святоотеческой мысли, душа Русской Церкви, без которого, патриаршество так и не было бы восстановлено на Руси. Мы знаем, что человеческий выбор возвел его на патриарший престол, но Провидение распорядилось по- иному. Миссия его в России была завершена, тогда как не менее ответственная, немедленная задача - организация Русской Церкви за пределами России - требовала безспорного столпа Церкви и митрополит Антоний стал тем великим Моисеем русского православного рассеяния. До своей кончины в Белграде в 1936 году он возглавлял Зарубежную Церковь, с самого начала поставив ее на путь святоотеческой и канонической чистоты на котором, и поныне непоколебимо стоят все наши четыре Первоиерарха и с которого, не дай Бог, никогда не сойдет наша Церковь. Заменивший его митрополит Анастасий (Грибановский), другой столп и прекрасный представитель великой нашей, и ушедшей в небытие России, также один из весомых кандидатов на патриаршее послушание, истинный "князь Церкви", до того сроднившийся с возглавляемой им в течение 28 лет Церковью, что многими и называлась она "Анастасьевской Церковью", и столь мудро и достойно прошедший все искушения своего времени. Он-то и удостоился празднования своего архиерейского юбилея в 1956 году и еще целых восемь лет руководил Церковью. За год до своей блаженной кончины передал, в 1964 году, кормило Церкви своему преемнику, самому молодому по сану члену Архиерейского Собора, митрополиту Филарету (Вознесенскому). Некоторые могли опасаться, что со вступлением в должность нового Первоиерарха, посвященного уже в Зарубежье, наша Церковь потеряет некий первобытный облик. На самом деле оказалось, как раз наоборот : первым актом своего первосвятительства, новый митрополит отметил торжественным прославлением всероссийского чудотворца, праведного батюшки Иоанна Кронштадтского, показав тем самым, смелость и дерзновение в покорном послушании пред Господом, с которыми он намеревался вести церковный корабль. Если первые годы, и даже до некоторой степени десятилетия, после подписания пагубной “Декларации о лояльности советской власти” можно было еще надеяться, что Московская Патриархия стряхнет с себя те цепи лжи, которыми она себя оковала, то в середине 60-х годов стало, увы очевидным, что сергианство укоренилось, узаконилось и сраслось с МП, окончательно потерявшей право именоваться Русской Церковью, ставшей поистие "Советской Церковью" и от которой, следовательно, православный русский народ никакой помощи, никакого духовного водительства ожидать не мог. Итак, волею судеб и обстоятельств, Зарубежная Церковь становилась нечто большим, нежели свободной частью и свободным голосом Русской Церкви : принимала она на себя бремя ответственности не только вверенной ей заграничной паствы, но и осознавала свою всероссийскую ответственность. Вслед за этим славным прославлением, последовали и другие: святого Германа Аляскинского в 1970 г., святой Христа ради юродивой Ксении Петербургской в 1978 г., а затем, три года спустя, на весь мир прогремела Зарубежная Церковь, поставив, под неуклонной решительностью, блаженной памяти, митрополита Филарета, поистине пророческий акт - прославив в 1981 г., неисчислимый сонм святых Новомучеников и Исповедников Российских во главе со святым Царем-Мучеником Николаем! Вспомним, с одной стороны, ту радость, которую в те дни испытали, как в Зарубежье так и на Руси, все истинные православные христиане, а с другой стороны, не забудем и те потоки лжи, грязи, кощунства, которые изрыгали чекисты в рясах, и не забудем также, жалкий лепет их заграничных пособников либеральных "фило-богословов" ... За всю эту хулу, и тем и другим, когда-то же ведь придется принести ответ перед Русской Церковью, Россией и русским народом. Ведь в потемневших - осатаневших ? - умах доходило до того, что, возмущаясь прославлению св. Царя-Мученика, писалось “А почему не Гитлера ? ” ... Итак, славное имя митрополита Филарета навсегда будет связано с этими дерзновенными прославлениями, но и не только с этим - навсегда останутся в памяти, его пламенные Скорбные послания, в коих взывал он к совести всех своих собратьев: патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов Вселенской Церкви, напоминая им, об их архиерейской присяге быть хранителями и блюстителями святых канонов и незыблемости святой Православной веры. Высокая духовность, бескомпромиссность ко злу, под каким бы видом оно не высказывалось, сделало нашего Первоиерарха настоящей совестью Православия, в чем каждый мог убедиться, хотя бы, при посещении святой Афонской горы. Лебединой песнью, заключительным аккордом своего первосвятительского служения стало для митрополита Филарета не менее дерзновенное, торжественное провозглашение в 1983 г. анафемы экуменизму - этой всеереси двадцатого века, обуявшей весь христианский мир, в том числе, и православные т.н. официальные Церкви. Митрополит Филарет в Бозе почил в день памяти архистратига Михаила в 1985 году, а 14 лет спустя были обретены его совершенно нетленные мощи. Ныне, прославленный уже Богом, несомненно в скором будущем ожидает его и прославление Церковью. Иначе ведь, и быть не может.

Достойнейший преемник и продолжатель

Святые даются для подражания. Таковым подражателем и продолжателем дела митрополита Филарета, и двух предшествующих Первоиерархов, стал его преемник, ныне зравствующий и чествуемый, наш маститый юбиляр - Высокопреосвященнейший митрополит Виталий (Устинов) - четвертый по счету, Первосвятитель Зарубежной Церкви, вот уже 15 лет стоящий во главе Ея. Выборы митрополита Виталия 9/22-го января 1986 г., отчасти, напоминают выборы святейшего патриарха Тихона тем, что избран он был по жребию. После двух голосований всех членов Собора, не позволивших разделить архиепископов Виталия Монреальского и Антония (Бартошевича) Женевского, был отслужен молебен перед двумя чудотворными иконами: Курско-Коренной Одигитрией и Иверской Мироточивой, и вытянутый старцем архимандритом Геласием жребий, пал на архиепископа Виталия. И тут же - подобно тому как 69 лет до этого его любимый учитель. Блаженнейший Основоположник нашей Церкви митрополит Антоний (Храповицкий), от имени Всероссийского Собора обратился с приветственным словом к новоизбранному патриарху - наш приснопамятный и дорогой архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний обратился со следующим кратким и пламенным словом к новоизбранному Первосвятителю :

“Ваше Высокопреосвященство! Дорогой наш Первосвятитель! Богом нам данный, жребием указанный, и молитвами Божией Матери избранный!

Мой долг приветствовать Тебя от имени нашего епископата. Ты сам, Владыко Святый, должен был заметить, как после Твоего избрания, растерянный и неуверенный после смерти блаженнопочившего Святителя нашего Митрополита Филарета, епископат как-бы возродился, почувствовал новые силы, уверенность в своих действиях и объединился вокруг Тебя. Ты сразу заслужил полное доверие наше и не только доверие, но и любовь, и молитвы. Отныне, мы будем следовать за Тобой, на путях Твоего трудного служения Церкви.

Христос Спаситель просил Отца Своего - “Да вси едино будут !” - и это единство нашего епископата есть та сила Зарубежной Церкви, которую никто и ничто не может сломить. Много раз враги пытались разделить нас, чтобы уничтожить, но единство наше не слабело и усилилось с Твоим избранием.

Возлюбленный наш Архипастырь! Тебя Господь поставил на престол апостольства в трудное время и ответственный момент нашей Церкви.

Тебе предстоит, через два года, провести торжественный юбилей 1000-летия Крещения нашей Родины. Тысячу лет мы живем христианами, что должны показать не на словах, а на деле. Этот юбилей мы должны провести здесь так, чтобы он был юбилеем и там, на Родине. Там запретят празднование, или позволят, сведя его на нет, и то - под издевательства и угрозы советской прессы. Только отсюда услышат наши порабощенные братья голос Русской Церкви. Твой голос, Владыко, как Святителя Божия.

Помни, Владыко, что Ты - единственный и особенный в наше лукавое время Первосвятитель Русской Церкви - свободно избранный, свободно поставленный, свободно учащий, свободно действующий, свободно правоправящий слово Христовой Истины.

Да поможет Тебе Господь нести трудный крест святительства, святительства не Зарубежной только, но и всей Российской Церкви, крест русского народа, его мучеников, исповедников и быть их надеждою и радостью!

Тако да просветится свет Твой пред человеки, яко да видят добрые дела Твоя, и прославят Отца нашего иже есть на небесех”!

В этом кратком обращении слышан неповторимый дар слова, которым был наделен наш дорогой покойный Златоуст Владыка Антоний, ставший первым заместителем Первоиерарха; и как в жемчужине, отражена здесь вся его любовь к Церкви, к Ея единству, к России. Тут смело высказывается и значимость нашей Церкви, отныне переросшая свои первоначальные зарубежные границы. До преждевременной кончины архиепископа Антония, последовавшей осенью 1993 г., в течение семи лет, пока эта замечательная двоица стояла у кормила Церкви, все вопросы решались единодушно, весь епископат был сплочен вокруг митрополита. Если, увы, за последнее время приходится наблюдать некоторую расшатанность в былой сплоченности епископата, и даже неожиданно-удивительную нерешительность у некоторых, в законности самого бытия нашего (вспомним, хотя бы, вспыхнувшие разговоры о применимости указа № 362 вследствие "падения" советского режима), то появилось все это именно, после кончины Владыки Антония. Но стоит ли говорить, что сам Владыка Митрополит не только был чужд этим превратностям, но решительно боролся с ними, неустанно возвышая свой первосвятительский голос, в защиту бескомпромиссного стояния Церкви, и при любом случае, напоминая о Ея, как никогда сегодня высокой и ответственной миссии, о чем будет сказано ниже.

Итак, продолжая путь начатый своим предшественником, митрополит Виталий провел прославление, имеющее всероссийское значение, Собора Оптинских Старцев в 1990 году, а четыре года спустя, долгожданное, можно сказать всеправославного значения, прославление святителя и отца нашего Иоанна Шанхайского чудотворца. Окончательное решение, о столь ожидаемом его бывшей паствой прославлении, имеющее быть в июле 1994 г., было принято на Архиерейском Синоде в феврале, 1993 г., а полгода спустя, состоялось дивное обретение нетленных мощей святителя! Таким образом, по величайшей милости Божией, в лоне Зарубежной Церкви, за последние годы нам дважды дано было испытать неизмеримое утешение обрести нетленные мощи, не просто верных членов нашей Церкви, но виднейших архиереев, один из которых, даже был Первоиерархом. В назидательной статье “ Глас Небесный ”, отец Тимофей Алферов /Сельский/ подчеркивает особое, принципиальное значение, как и глубокий богословский смысл святости не просто мирянина или священнослужителя, а именно архиерея, который как таковой, по своему сану, олицетворяет духовное возглавление своей Церкви и выражает, как бы Ея, экклезиологическое учение. А каково было учение и митрополита Филарета, и святого Иоанна Шанхайского; как и другого дивного святого, прославленного в 1996 г., святителя Ионы Ханькоуского по отношению к повсеместной апостасии, и в частности к Московской Патриархии, всем хорошо известно и двусмысленному толкованию не подлежит.

Прославление св. Иоанна Шанхайского и Сан-францисского Чудотворца, совершенное в самый день 28-ой годовщины его блаженного упокоения, стало таким торжеством, каковым, по словам Владыки Митрополита: “Русская Зарубежная Церковь за всю свою историю не видала”. В сугубо уставных богослужениях, в которых приняли участие до 160 священнослужителей, не считая большого количества паломников иных Церквей в духовном сане, и несметного количества молящихся, съехавшихся со всех концов мира, возобновлен был “подвиг Святой Руси в ея жажде к святости”, как отметил в своем прочувственном слове Владыка Первосвятитель. Вся Святая Русь ведь была сплошным, нескончаемым паломничеством, и “все вы, прибывшие к раке нашего святителя и чудотворца Иоанна, чтобы приложиться к его святым мощам, приобщиться к Правде Божией, несмотря на то, что Вы прибыли сюда не пешком, по тропам, через леса, с мешком за плечами, а воздушным путем, все вы, тем не менее, повторили этот подвиг Святой Руси, показали всему Свету, что она все жива, что существует она и тут, заграницей, в российской эмиграции, в сердцах и в душах ея верных и благочестивых сынов”. За полгода до святого Иоанна, были еще прославлены святые Николай Японский и Иннокентий Московский и также, в 1996 году, сонм святых Новомучеников Китайских, пострадавших в 1900 году за веру православную во время боксерского восстания.

Подражателем и продолжателем своих трех предшественников является митрополит Виталий и в области защиты Православия, чистоты его учения. В Церкви Христовой не может быть малейшего отклонения от Истины, как часто повторяет в своих проповедях наш Первоиерарх. Анафема, провозглашенная экуменизму в 1983 г. явилась естественным завершением стояния нашей Церкви за Истину и за единственность св. Православия, ревностным стражем чего, уже давно показал себя наш дорогой Первоиерарх. Митрополит Виталий - автор широкоизвестного доклада, прочитанного на Архиерейском Соборе 1967 года, на тему экуменизма. Доклад сей, переведенный на нескольких языках, является одним из первых глубокодокументальных научных исследований, разоблачающим это пагубное явление нашего века, за что сторонники его люто возненавидели Владыку Виталия. Вспоминаем, как после смерти митрополита Филарета определенные круги, связанные с т.н. "Вселенским православным центром" в Шамбези близ Женевы, пытались запугивать нас тем, что если будет избран архиепископ Виталий, то это, уж наверняка, конец Зарубежной Церкви, и будем мы отлучены "официальным Православием"! Не первый раз, и не последний - слышим мы эту песенку! Слышали ее, и не обращали никакого внимания, когда прославляли святых Новомучеников, когда провозглашали анафему экуменизму, когда стали принимать приходы в России, то-есть каждый раз, когда высоко поднимали знамя Православия, когда среди всеобщей апостасии, бесстрашно выступали как истинные воины Христовы. И в этот раз не ошибались пособники темных сил зная, что Владыка Виталий на поводу у Нового мирового порядка не пойдет. Зарубежную Церковь в сети Антихриста не даст.

Любовь к России неразрывна с бескомпромиссным стоянием

Подражателем и продолжателем своих трех предшественников является митрополит Виталий и в безграничной любви к России. Тут и детские воспоминания, когда покидал он с родителями берега горячо любимой Родины, о чем так красноречиво любит рассказывать. Но не только любовью к России прошлой дышит Владыка митрополит, каждое его послание, каждая беседа насыщены любовью к сегодняшней и будущей России. Как образец этой любви, следует упомянуть тут его замечательное Письмо к русской молодежи, ставшее к вящему удивлению всех нас и самого Владыки, настоящим духовно-культурным событием в тогдашней России первых годов "гласности-перестройки". Послание было напечатано в Литературной газете, перепечатывалось в других изданиях, обсуждалось, цитировалось. Чем объяснить такой неожиданный интерес? Чем такую славу заслужило это послание? Тем, что, как капля свежей воды действует на пересохшую почву; исполненные искренней любовью слова доброго пастыря-иерарха пали на пересохшую, от семидесятилетней советской лжи душу русского человека, отвыкшего от всякого духовного попечения. И тут, несколько месяцев спустя, с опозданием спохватившись, советский патриарх вспомнил о своих пастырских обязанностях и решил в свою очередь обратиться к русской молодежи, но не удивительно, что его казенный черствый язык дороги к сердцу не нашел.

С истинной любовью, должно непременно быть и тесно связано, бескомпромиссное отношение к Московской Патриархии, ибо только любовь к русскому народу и к истерзанной Родине нашей, заставляет всех истинных сынов великого российского Исхода противиться необдуманным и безответственным попыткам сближения, с безнадежно павшим, высшим правлением МП. Для правильного понимания нашего стояния следует каждому уяснить эсхатологическую роль России и связанную с ней "Миссию Русской Эмиграции", столь блестяще изложенную в одноименной книге М. В. Назарова - достойного наследника нашего толкователя понятия о "Русской идее", приснопамятного архимандрита Константина (Зайцева).

О том же самом говорит и наш митрополит Виталий в глубоко идейном фильме “ Русская Тайна ”, снятом режиссером из России. Обращаясь к зрителю, благостный Первоиерарх беседует с самой, столь им любимой, Россией: “Наша эмиграция не политическая, а сугубо - духовная. Первые годы думали сохранить Армию для дальнейшей борьбы, но битва земная упустила место битве духовной, небесной. Битва за веру увенчалась победой. Где есть православный храм, там есть и Россия. Русские эмигранты по всему свету разнесли семена благодатной православной жизни”.

Да, на самом деле велико значение нашей Русской Белой Эмиграции в ея роли хранительницы и продолжательницы великой России. Рассеявшись по всему свету, русские белые Эмигранты везде несли с собою элементы старой русской культуры, в мире возникла как бы вторая Россия, несравнимо меньшая, но сохранившая в себе не только благоговейную память о ней, но и все проявления ея культуры, мысли, традиций и духа, а наипаче - чистоту православной веры и Церковь, одним словом, все то, что беспощадно подавлялось, видоизменялось, извращалось и искоренялось большевиками в России. До сего дня подвиг этот несется в надежде, или вернее в глубоком убеждении, что когда-то все это понадобится нашей истерзанной Родине, что все это стояние не пропадет зря. А сегодня, как никогда, должны мы сохранять это твердое убеждение, и безоговорочно выметать всякие попытки и даже мысли, продать наше первородство за чечевичную похлебку сближением, с упорствующей и погрязшей в своей гнусности, лжи и измене Московской Патриархии, чему нас непрестанно зовет наш Владыка митрополит. Но пусть никто не подумает, что в этих словах есть надменность или неуместная гордость, наоборот, всегда должны мы чувствовать и сознавать, что сами мы - далеко не свет миру, а только владеем светом для мира и свет этот не столько в нас, как у нас, и если Россия в чем-то имеет превосходство над остальным миром, то прежде всего в том, что ставшей Третьим Римом, ей была дарована тяжелая ответственность за судьбу всемирного Православия - ответственность быть хранительницей и защитницей Церкви Христовой и служить тем "удерживающим началом", о коем говорит святой апостол Павел: “... тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь ...”/1 Фес 2, 7-8/.

Но Россия - этот удерживающий принцип, этот вселенский светоч Православия, в полном росте своего могущества, вдруг под согласованными ударами многоликих внутренних и внешних врагов, падает жертвой своего рыцарства и чувства долга перед союзниками. В 1919 г., устами своего премьера Ж. Клемансо, союзница-Франция, во время прений Версальского Договора, не постыдилась выразить лаконичное и многозначащее изречение: “России больше нет…”. Как не сопоставить эту страшную фразу с каббалистическими надписями, найденными на стенах Ипатьевского дома, трактовка которых, может быть следующей: “Здесь, по приказу тайных сил, Царь был принесен в жертву для разрушения Государства”... Да, благороднейшая Держава пала и у всех руки развязались: расчленители России тут же вступили в действие, как коршуны; черной тучью ватиканские эмиссары 'Восточного обряда' налетели на русские души, а Хам, мертвой хваткой вцепился в сердце Москвы и воссел на груди Святой Руси. Выбравшись из советского ада после П-ой Мировой войны, Д.П. Кончаловский свидетельствует: “Из года в год /.../ изобретались новые способы порабощения и обезличения людей, советская власть становилась все безраздельнее хозяином души и тела "советских граждан". Такого рабства народа, такого всевластия и произвола правительства, такого цинизма в обмане не знали: ни один народ, ни одна страна и никакая эпоха мировой истории”.

Да, вот во что превратилась Святая Русь... В своем, исполненном любовью к России фильме “Россия, которую мы потерял ”, современный талантливый режиссер и глубоко русский человек Станислав Говорухин так и говорит: “Ленину удалось надолго очистить Россию от умных, образованных и мыслящих людей. Он не только совершил государственный переворот, он совершил и переворот в душе народа. В России был заложен новый антропологический тип, новое выражение лиц появилось у советских людей.Так началось вырождение нации”…

До бесконечности можно было бы выписывать различные суждения, показывающие какой непоправимой катастрофой обернулась большевицкая революция, но самым страшным последствием, безусловно, было уничтожение России, как православной Державы; попытка смести с лица земли истинную православную веру и ту самую русскость, неповторимым певцом которой, был уже упомянутый, приснопамятный архимандрит Константин. Но не менее важно отметить, что сила и значение православной России отмечались не только Русскими. Апостолический посланник в Константинополе, кардинал Виченцо Ваннутелли, присутствовавший на венчании на царство государя Александра III, вынес следующее и неожиданное для католического сановника, впечатление о своей поездке: “ Россия сильна не пушками, не многочисленными войсками и крепостями, основание ее могущества в одном - в Православии… Без сомнения, Россия призвана на восстановление во всем мире истинных принципов христианских”. Этой - признанной каждым, даже мало-мальски религиозным человеком - истине чуда России, наш маститый Первоиерарх дает следующее определение: “России, как перламутровой ракушке дано было хранить драгоценную жемчужину - Церковь Христову”. Тут-то и находится ключ российской драмы, и можно сказать, драмы всего христианского мира. После этих 75 лет большевицкой власти: миллионов мучеников за веру, повсеместного кощунства, надругательства над религиозными чувствами верующих, извращения церковной совести большинства современного духовенства, можно было подумать, что Россия восстанет и русский человек воспрянет; церковные деятели очистятся покаянием, но темные силы не дремлют, и то, что не было сделано сатанистами в первые годы советской власти, сейчас непременно будет доделано. Все будет предпринято, чтобы не дать живительным росткам превратиться в обильную ниву. И тут вновь слышим мы пророческий голос митрополита Виталия: “Будут брошены все силы, миллиарды золота, лишь бы погасить пламя Русского Возрождения. Вот перед чем стоит сейчас Россия. Это почище Наполеона и Гитлера”.

Да, увы, Антихрист может злорадствовать, в мире нет больше благочестивого православного царя, могущего противиться злу, приостановить процесс отступления. Вспомним только, как Первая мировая война именно и разразилась от того, что великая Российская Империя не сочла возможным дать в обиду братский православный сербский народ и, несмотря на свою неподготовленность к сражению, ни на что не взирая, отважно бросилась в защиту обиженного младшего брата. Подобного самурайства от сегодняшней пост-советской России, конечно, никто не ожидал; и Сербия была позорно оставлена на растерзание очередных злодеев Нового мирового порядка. Да, нет сегодня того Удерживающего, который был бы способным встать на защиту обиженного, слабого. Такового уже не найти. Злодейское убийство св. Царя-Мученика Николая было не только величайшим преступлением и грехом, сатанинским вызовом Богу, совершенным извергами рода человеческого, и по сей день, тяготеющим над Россией, но явилось и последним аккордом 1600-летней константиновской эры истории человечества. Следовательно, убиение св. Царя-Мученика не было драмой одного лишь русского народа, но несомненно обернулось в общечеловеческую, общехристианскую драму, несмотря на то, что ни сегодняшнее т.н. "христианство" ни, тем паче, современное человечество никак этого не осознают. Безвозвратно пала Россия, в небытие ушел Третий Рим, а как мы знаем, Четвертому не быти, однако имеется еще одна нравственная, духовная, церковная сила, могущая четко различать Добро от Зла, отстаивать Истину среди всеобщего отступления. Если на самом деле такая сила еще на некоторое время дана обезумевшему человечеству, то ею несомненно быть может, только наша Зарубежная Церковь, но постольку-поскольку стоять будет она, на своем историческом непримиренческом пути.

Удерживающий в наши дни

Вот почему тема об Удерживающем остается сегодня как никогда актуальна. Кстати, забавно отметить, что понятие об Удерживающем столь привычное, близкое и понятное для православного сознания, можно сказать совершенно чуждо и незнакомо даже начитанному образованному католику ! Не оттого ли, что первый крупный шаг к отступлению - а за ним и бесчисленное количество других - был совершен при отпадении Рима от Церкви, т.е. когда рядом с истинной Церковью появилась, соперничащая Ей анти—Церковь, ставшая немедленно - что вполне естественно - пожинать обильные плоды? Но вернемся к Зарубежной Церкви. Могут нас спросить - как дерзаем мы присваивать нашей гонимой, маленькой хоть и разбросанной по всему свету, и многими презираемой Церкви, столь высокое предназначение? Известно, что до некоторой степени загадочные, таинственные слова св. апостола Павла в выше цитированном Послании к Солунянам, в истории трактовались святыми отцами по-разному, но в общем-то сводились все к одному - то, что удерживает отступление, т.е апостасию, и не дает беззаконию овладеть всем миром и препятствует воцарению Антихриста – есть, Богом установленная, православная царская власть.

Да, сегодня Россия безвозвратно пала. Последний Помазанник Божий был насильственно “взят от среды”. Православной царской власти нигде не отыскать. Но тем не менее, в мире осталось одно-единственное, непрерывно связывающее нас с исторической тысячелетней Россией - Русская Зарубежная Церковь. Архимандрит Константин однажды выразил такую мысль, что быть членом РПЦЗ - является неким духовным подданством, а наш талантливейший российский собрат отец Тимофей Алферов в одной из своих статей писал: “Русская Зарубежная Церковь - это не просто административно-территориальное понятие, это особая духовная качественность, особое церковное лицо”. Вот почему, все попытки сближения с Московской Патриархией ведут к уничтожению этой исключительности нашей святой Церкви и Ея, столь необходимой, миссии в наши лукавые дни. Но еще раз повторим, постольку-поскольку стоять будет она на своем историческом, непримиренческом пути, постольку останется верным глашатаем Истины, каковой была и до сего дня. А кто, как не митрополит Виталий, является ныне глашатаем Истины, непрестанно предостерегающим нас об опасности переживаемых времен? Если кто не убежден, пусть вслушается в, исполненные святоотеческим ароматом, пророческие слова нашего маститого Первоиерарха: “Церкви Христовой тесно на Земле. Она большинству не угодна. Ее еле-еле терпят, над Ней смеются. Ее поносят. Но уничтожить Ее не удалось и не удастся. Итак, теперь все темные силы стремятся в Нее втиснуться и, как термиты, выесть Ее изнутри, оставив от Нее одну пустую оболочку. Зло, смеется нам в лицо! А мы беспечно гонимся за тенью земных благ, за своей мнимой хорошей славой - лишь бы нас никто не беспокоил, не нарушал темп комфортабельной нашей жизни. Но на нас придет, и непременно придет, великое искушение. Поставит на лезвие ножа жизни. Никто, никуда не спрячется, ни в какую щель. Каждого найдут и поставят пред фатально трагическим вопросом: или с "нами", или со Христом? Может быть, даже так и не скажут, боясь спугнуть незадачливого христианина, а просто спросят: с "нами" ли ты? /.../ Ко Второму Пришествию, Церковь Христова будет умалена до крайности; останутся один или два храма, в которых будут преподавать истинное Тело Христово и истинную Кровь Христову. В остальных храмах останется лишь одна пустая скорлупа, совне очень украшенная, но пустая. Блюдите убо, како опасно ходите /.../ яко дние лукави суть /Еф. 5, 15-16/”. Не есть ли это голос, истинного Удерживающего нашего времени?

Есть, особенно в сегодняшней России, немало "горе-монархистов", которые не прочь обличить св. Царя-Мученика, за то, что своим отречением именно он, мол, несет ответственность за постигшую Россию катастрофу. Но где же были, что делали сии отважные мужи во времена расцвета красной большевицкой чумы? Их подвиги, почему-то, до наших ушей не дошли. Также найдутся, вероятно, сегодня и "горе-богословы", не боящиеся критиковать Владыку митрополита, за состоявшуюся некую уступчивость перед явным давлением, некоторых выявившихся в нашей среде, либеральных церковных деятелей, метко охарактеризованных "нео-евлогианами", все тем же отцом Тимофеем. Но где же находятся, что делают, эти отважные критики, когда наш глубокочтимый старец-Первосвятитель находится под осадой нездоровых сил, как это имело место во время печального - и еще печальнее окончившегося - хевронского скандала? Почему, не огораживают они его непроницаемой броней?

Тем не менее, Владыка митрополит Виталий своим анти-патриархийным упорным стоянием, достойно выполняет свою роль Удерживающего, за что все - истинные сыны Зарубежной Церкви его так ценят. “…Прошу, и даже умоляю всех Преосвященных и всех священнослужителей внимательно прочитать эту книгу”, взывает он в своем отзыве- предисловии к переизданию труда протопр. Михаила Польского, ‘Положение Церкви в Советской России’, ибо есть такие истины, которые не зря надо безустанно повторять. Тревожно-умоляющий тон призыва свидетельствует о том, насколько пошатнулись некоторые умы. Одновременно мы видим, как его повторные и столь полезные выступления вызывают все больше раздражения, порою и возмущения, в определенных кругах, пытающихся наставить Церковь на примиренческий путь понимания, переговоров, встреч, признания таинств Патриархии, которую, некоторые ничтоже сумняся, не боятся даже величать "Матерью Церковью"! Дай Бог, чтобы эти соглашательские стремления свести Церковь с Ея исторического пути непримиримости ко злу, не привели бы Владыку митрополита повторить роковые слова, написанные рукою св. Царя-Мученика в день отречения: “Вокруг измена, трусость и обман”... Правда, последние преступные действия Патриархии, нагло посягающие на исконные имущественные права Зарубежной Церкви, как будто раскрыли некоторым глаза и "Матерь Церковь" стала чаще именоваться более точным званием "Советской Церковью".

О невозможности сближения с сегодняшней МП

Ясно понять вопрос - это уже наполовину решить его. Так что же, запрещает нам “идти на совет нечестивых”? Скоропостижная смерть приснопамятного протоиерея Льва Лебедева внезапно лишила Церковь величайшего богослова, историка и вообще мыслителя. Не удивительно, что взаимное глубокое уважение связывало его с Первосвятителем Русской Церкви, под чей омофор он вполне сознательно и неколеблясь встал, несмотря на все последовавшие лишения. Отец Лев блестяще описал причины, побудившие его на такой ответственный шаг. В замечательной своей искренностью брошюре, как и в остальных его объемистых писаниях, находятся вполне авторитетные и доскональные ответы на все животрепещущие и волнующие нас вопросы. Стоит только не полениться их смиренно прочитать, оставив в стороне свое горделивое "Я". Кто как не он, выросший в этой Патриархии, мог дать о ней такое определение: “Патриархия есть порождение духовного блуда митрополита Сергия и его Синода с советской властью”. На первый взгляд формула - крутая, обрывистая, а на самом деле - итоговой вывод наблюдений всей его сознательной жизни. Такая Патриархия может быть "матерью" только для тех, кто испытывает чувство духовного сыновства к ней. Другой авторитетный автор, д-р Людмила Перепелкина, в своем блестящем труде “ Мерзость запустения - Экуменизм и церковный либерализм ”, который в наше лукавое время должен был бы быть настольной книгой для всех потерявших точное понятие о Церкви, следующим образом определяет "сергианство", этот духовный стержень Патриархии: “Сергианство - это не только подлость и ложь, это сознательный отказ от несения Креста Господня, от исповедничества и мученичества, на которых созидалась Церковь Христова. Сергианство - это также состояние ума и души, способных на любые уступки, а значит, и предательство Святой Веры ради привременных благ и интересов мира сего”. Добавим, что если в годы лютых гонений времен установления большевицкой власти предательский курс был до некоторой степени вынужденным, то теперь, что внешний гнет пал, МП на словах и на деле вполне естественно и добровольно канонизирует сергианство и, ради служения миру, отказывается от несения Креста. Есть духовное целомудрие и есть духовный блуд. В этом-то и состоит вся разница между Церковью Христовой и, как говорит Владыка митрополит, “пустой скорлупой, совне очень украшенной, но пустой”.

В своем слове в честь 700-летия чудотворной Курско-Коренной иконы, митрополит Виталий изъясняет почему иерархия Московской Патриархии есть то искушение, что всех нас волнует: “Она нас волнует несказанно, потому что по внешнему она кость от костей наших и говорит, казалось, на одном языке с нами, но они вышли из нас и больше не стали нашими; говорим на общем языке русском, но расходимся с ними принципиально; те же слова, но не тот же смысл и совсем не та конечная цель - как идти ко спасению ”.

В наш век терпимости, теплохладности и относительности столь определенные суждения, как правило, подпадают под позорное клеймо - фанатизм. Вспомним только, что в эту же категорию должны тогда войти и преп. Максим Исповедник, сказавший в свое время: “Если и вся вселенная начнет причащаться с патриархом-еретиком, я не причащусь с ним ”, как и св. Марк Ефесский, запретивший сторонникам патриарха, даже после его смерти подходить к его могиле, не говоря о сонме св. Новомучеников, запечатлевших своей кровью непоколебимую верность Истине. Христианам подобает клеймить грех и любить грешника, но следует всегда различать личный грех от греха против Истины, Церкви, чему нас учат вышеприведенные примеры святых отцов. Таким же образом, разоблачение патриархийных архиереев находит свое оправдание в том, что “молчанием предается Истина”. Живший в середине V-го века Исидор Пелусиот так и говорит о недостойных архиереях своего времени: “Нынешние архиереи, делая не одно и то же с прежними, и получают не одно и то же. /.../ Удивительно было бы, если бы, не делая ничего подобного предкам, они пользовались бы тою же с ними честью”. А дальше, тот же святой отец, как будто прямо и говорит о нашем времени: “Те, которые по-видимому священствуют, а своими поступками оскорбляют священство”. Тема о советских архиереях есть особая тема, которую никто не в праве терять из внимания, прикрываясь мнимым христианским милосердием. Советский патриарх - его же кагэбэшная кличка Дроздов -, выглядит почти благородно по сравнению с "Табачным, митрополитом" Кириллом Гундяевым, заведующим Внешними сношениями Патриархии... А вот, что пишет рядовой православный в письме в редакцию чудной нашей аргентинской газеты Наша Страна: “Как это может быть, что большой национальной Церковью, - Русской Церковью, - руководит (бывший?) сексот? Человек, которому никто из нас не согласился бы пожать руку. А уж подойти к нему под благословение... Брр ... Темными преступными делами товарищ Дроздов достиг высшей власти и полноты благ житейских”. Простой, рядовой верующий, и так здраво и дерзновенно выражается. Многим в пример.

Ну, ладно, скажут нам - архиереи, ведь, не вся Церковь, там имеются старцы, к которым народ прибегает за духовным водительством. Об этих "младо-старцах", никто не знает откуда вдруг появившихся по всей России, немало писалось, в том числе и то, что они строго-настрого запрещают своим "духовным чадам" брать даже в руки "зарубежную" литературу! Но о советском старчестве, этом крайне нездоровом явлении, очень глубоко и метко выразился Владыка митрополит Виталий: “Старчество – это результат благочестия всей Церкви. Это как бы венец благочестия, некий духовный аристократизм Церкви в самом хорошем смысле этого слова. Старцев в Московской патриархии быть просто не может, ведь почти весь епископат Московской патриархии – нечестивый. Откуда могут родиться эти старцы, которые должны непременно защищать этих архиереев, а они все подсудимые ? Они не просто согрешили, они находятся в ереси”. Лучше не скажешь - очередная духовная подделка, духовная ложь, фальшь, а иногда и просто шутовство, чему многие из нас были свидетелями...

Да, но священники честные, порядочные, - или, как там говорят, "верующие" (!) - все же имеются, народ православный к ним обращается, - скажут нам. Никогда в своей истории, даже в самые страшные годы, Зарубежная Церковь не отрицала того, что имеются священники честно исполняющие дело церковное. Но вопрос не в этом. Природа Церкви такова, что священник сам по себе существовать не может. Церковь - епископоцентрична. Она состоит в и вокруг епископа. Где епископ, там и Церковь. Неужели эти "порядочные" священники - о других говорить не стоит - никогда не задумываются над тем - от кого имеют они благодать, позволяющую им совершать таинства, не ворованная ли она, не загрязненная ли? Правда, иногда слышим, что в порыве просветления совести, перед лицом невыносимой гнусности развращенного поведения архиерея, тот или иной подведомственный ему священник порывает с ним, перестает его поминать и... поминает патриарха! Иные порывают с патриархом, как это было после знаменитого выступления перед раввинами, чтобы поминать только своего епархиального архиерея! Не соображают ли одни, как и другие, что всего лишь меняют одну копейку на иную? А спустя некоторое время, все возвращается "на круги своя". Со стороны смотришь и думаешь - что за детские неуместные игры, выдаваемые за подвиг исповедничества... И тут, увы, подделка, фальшь... Пока писали мы эту статью, узнали, что МП, наконец-то, под ставшим невыносимым напором верующих, вынуждена была "прославить" св. Царя-Мученика Николая. Не говоря уже о том, что может значить такое "прославление", двадцать лет назад прославленного, и всей Россией признанного святого Страстотерпца, скажем, что вместо радости эта новость наводит нас на горькие мысли. Единственное утешение в том, что это является блестящей победой верующего народа, ибо более чем "скрепя сердцем" вынуждены были принять это решение нечестивые сергиане, о чем мы уже писали 10 лет назад. Кто знает, за этой победой последует может быть и другая - окончательная, которая, по примеру последнего советского президента, не оставит другой возможности патриархийному епископату, как сложить свои полномочия и уйти на покой. Но пока, как не видеть еще раз, что тут всего лишь очередная подтасовка, фальшь, лукавая подделка, пошлая погоня за выгодой. Видимость, выдаваемая за действительность. Своего рода игра, на подобие тому, как католики 'Восточного обряда' играют в Православие. К тому же, не достигаем ли мы тут самой вершины цинизма, или вернее сказать кощунства, поскольку вопрос касается святыни? Так и хочется сказать: руки прочь! Как смеют услужливые, верные поборники советчины, ничуть не раскаявшись и не очистившись от всей мрази, в которой всю жизнь копошились, дотрагиваться до Помазанника Божия, распятого теми, кому они всегда исправно служили, и которого продолжают распинать по сей день. Как не провести здесь параллель с тем возмущением, с которым отцы 1-го Всезарубежного Собора в обращении к Генуэзской Конференции отказывались понять: как можно признавать за большевицким правительством право представлять интересы той самой России, поработителями и палачами которой они являются. Нет, не прославление это, а скорее осквернение, самое настоящее духовно-идеологическое мародерство. Неужели в среде нашей найдутся - увы, найдутся! -, по выражению митрополита Виталия "умники", чтобы радоваться такому "прославлению" и нетерпеливо запрашивать нас: “чего еще ждете, чтобы объединиться с Патриархией, не ставили ли вы им условием прославить Новомучеников, а они аж самого Царя прославили?!”...

Самые здоровые элементы МП ... и Церковь

Конечно знаем и исповедуем, что среди низшего духовенства есть хорошие, здоровые люди, тем не менее то, что еще могло быть понятным в годы лютых гонений, сегодня, в обстановке относительно полной свободы, с каждым днем становится все менее допустимым и менее простительным. Альтернатива ведь имеется, как для священнослужителей, так и для мирян. Русский православный народ должен благодарить Бога и быть глубоко признательным ныне чествуемому юбиляру, Высокопреосвященнейшему митрополиту Виталию, который не побоялся, вот уже 10 лет назад, поставить поистине пророческий акт, приняв под свой омофор людей, чья совесть не позволяла дольше оставаться в лоне падшей Патриархии. Решение открывать приходы в России было вьнужденным решением, а никак не желанием непрошенно вторгаться на "каноническую территорию поместной Церкви", как без устали барабанят нам, появившиеся вдруг всевозможные стражи канонов из "официальных" Церквей. Только перед лицом полной нераскаянности высшего эшелона Патриархии, растущей безнравственности и все большего вовлечения в кримиральные структуры - о чем открыто всюду пишется и говорится, т.е. тогда когда уже никакой надежды на оздоровление ситуации не имелось - Церковью было принято это ответственнейшее решение, ибо не принимать его просто, было невозможно. Подумать, что открытие "кагэбэшных" архивов с позорнейшей информацией на "церковников" могло пройти безболезненно и безследно; так кто теперь - из этих все благоденствующих "святых отцов" - будет бояться обличительных статеек каких-то мелких газетчиков. Обараненный народ все равно все проглатывает! Итак, дерзновенное решение митрополита Виталия было своего рода спасательным кругом, брошенным для спасения всех тех, у кого совесть еще способна - проще - водиться. Конечно немало разочарований пришлось пережить - не всегда по лучшим побуждениям обращались к нам - тем не менее, очень странно выглядело злорадство патриархийцев, не раз писавших на тему "сточной канавы" - так элегантно выражались они о переходящих к нам. Но эти "нечистоты", если таковыми они были, выражаясь их языком - как ни как - воспитание свое получили у них, годами служили у них и продолжали бы спокойно служить не будь возможность перейти к нам, где все равно нечестные долго не продерживаются и, через некоторое время, возвращаются восвояси. Так что, очень злорадствовать, казалось бы, им не приходится. Зато, наряду с этими разочарованиями - сколько утешений, сколько душевной радости, силы и пользы - принесла нам эта возможность общаться с тем, что в России осталось еще истинно русского, святого! Четыре архиерея, больше сотни священнослужителей, тысячи верующих по всей обширной Матушке-России разбросанных, как некие маленькие духовные оазисы, предоставляющие возможность каждому - того пожелавшему - россиянину почерпать воды живой. Какая для нас всегда радость встречаться, служить с этими нашими бесправными и преследуемыми в собственной стране особыми братьями, являющимися до некоторой степени наглядным оправданием нашему бытию.

Таким образом, принадлежность к Зарубежной Церкви является как бы неким водоразделом:между теми кто, выбирая узкий путь, истинно жаждет спасения, и теми, кто предпочитает пребывать в мире сем - “во зле лежащем”. Но появилась недавно особая категория людей очень близких нам по духу, но тем не менее не "нашими". О них следует сказать слово. Попадая заграницу, никуда как в зарубежный храм не зайдут, зато в наших российских церквах ни за что ноги их не будет. Перед нами порою благоговеют, а наших российских братьев, как правило, презирают или в лучшем случае не одобряют. Как понять такое странное поведение ? Не будем сразу безапелляционно упрекать этих людей в каком-то умышленном обмане, может быть, на самом деле не хватает мужества переступить шаг, может быть искренне думают, вопреки слову апостола, о возможности общения света со тьмою, может быть не в состоянии постичь настоящую природу Церкви. Но среди них есть особый разряд людей - возможно искренних - посвящающих себя некой, не совсем понятной, миссии выявлять единство между "здоровыми элементами" Патриархии и Зарубежной Церковью. Известно, что увы, и со стороны РПЦЗ, вопреки категорическому несогласию Владыки митрополита, кое-где предпринимаются подобные инициативы, которые естественно немыслимы и недопустимы, ибо конечный им итог - чего бы ни желали зачинщики подобных предприятий - никак не обогащение или оздоровление Патриархии, а самое простое растворение Русской Зарубежной Церкви. И известно кому это нужно. Поэтому непременный долг каждого из нас немедленно и недвусмысленно разоблачать подобные поползновения и происки.

Вот, перед нами лежит недавно нам подаренная чудная книга Святитель Русского Зарубежья, Вселенский Чудотворец Иоанн, четыре года назад с крайней любовью изданная в России: 702 страницы, невероятное количество фотографий, со многими из которых мы впервые знакомимся. Издание самое профессиональное и качественное - что может быть. На внутренней обложке, церковно-славянским шрифтом, с одной стороны - тропарь и кондак, а с другой - молитва Святителю. Берешь в руки, перелистываешь, и душа радуется. Такой книги о нашем Святителе и Чудотворце, можно сказать, даже у нас не было издано. Тут и самые крупные богословские труды, статьи, проповеди, указы, житие, свидетельство об открытии нетленных мощей, восторженный рассказ о прославлении. Составители несомненно с любовью подобрали самое большое количество документов, дабы предоставить возможность российскому православному читателю проникнуться духом этого дивного современного святого. Как не подумать - признательная дань России Зарубежью. Но стоит приступить к чтению первых страниц предисловия, и чувство благодарности у зарубежного читателя постепенно сменяется чувством огорчения и раздражения: неужели и тут очередная ловушка? Из 702 страниц, всего лишь 17 страниц, которых с удовольствием хотелось бы вырвать, дабы оставить этой чудной книге однородный облик. Талантливое предисловие А. Леднева заслуживало бы тщательного разбора, но мы остановимся только на одном заявлении, с легкой руки сказанным о том, что до последнего времени, в России проблема юрисдикционной принадлежности значения якобы не имела. Опираясь на эту аксиому он тут же спешит ставить в один ряд нашего, им прославляемого, святого Иоанна с некоторыми российскими архиереями того же времени. Спорить не будем, во многих отношениях выглядят они значительно лучше подавляющей массы советских архиереев, особенно сегодняшних (!), но тем не менее - все они "с грешком". И определенным. Поэтому, производить их в святые, спешить не будем. Об архиепископе Луке, наш Ишимский Владыка Евтихий, опытный духовник и которого экстремистом никак не назовешь, говорит: “что он просто еретик, пантеист, хороший хирург, но никак не православный богослов”. И мы скорее склонны разделить мнение нашего уважаемого архиерея, который вероятно знает о чем тут говорит. Об епископе Афанасии (Сахарове) А. Леднев выделяет особенно тот факт, что благословил он “поминавших его на катакомбных Литургиях священников выходить на открытое служение в Патриархию после соборного избрания Святейшего Патриарха Алексия (Симанского)”. Понятно почему перед ним благоговеет наш автор, но можно ли серьезно говорить о “соборном избрании Святейшего (хорошо, что еще не сказано "свободном") - того самого - чье одно имя дискредитировало, по мнению протестующих против Декларации исповедников, весь т.н. Синод, подобранный митр. Сергием в 1927 году! Что касается архиепископа Ермогена (Голубева), то он исповедовал “ неколебимую веру ” не только “пред гонителем Церкви безбожным Хрущевым”, но также и пред покорным пособником сего гонителя "Святейшим" патр. Алексием. Свое предисловие А. Леднев заканчивет трогательной просторной цитатой св. Иоанна, тенденциозно трактуя сострадательную любовь ко страждущей Матери-Церкви, написанную более сорока лет назад, как применимую к сегодняшнему "митрополит-бюро". Выходит одно из двух: либо полное заблуждение, либо простая подлость. Вслед за предисловием, на одиннадцати страницах, напечатано Слово о Владыке Иоанне пресловутого епископа Василия (Родзянко). Читаешь, глазам своим не веря, сомнительные свидетельства человека известного своей особой неустойчивостью, своим юрисдикционным блужданием и окончившим свой земной путь в т.н. Американской Митрополии. Думаешь: “нашелся авторитетный голос, чтобы говорить о Зарубежной стойкости Святителя и отца нашего Иоанна, ибо все его блудословие ведет к тому, чтобы доказать, сплошное якобы, безразличие Святителя Иоанна к юрисдикционному вопросу! Будто не тот человек, что писал знаменитую брошюру Русская Зарубежная Церковь, в которой выявлена вся уникальность Церкви, столь замечательным представителем которой он являлся. Кстати, эта брошюра почему-то не вошла в сборник. Странно! Будто не Владыка Иоанн был единственным дальневосточным архиереем, устоявшем в Церкви и не влившимся в Патриархию после II-ой Мировой войны! То-есть теперь, из-за этих 17 страниц, портящих этот замечательный сборник, но имеющие самое принципиальное значение в глазах составителей, достигнут первоначальный замысел - показать своего рода "вне-юрисдикцонного" святого. Одним словом - обезвредить его, а то -кто знает вдруг кто нибудь заинтересуется той Церковью, прекрасной жемчужиной которой он был ! Нет, каждому следует понять, что Церковь тут не при чем - он был святым "сам по себе", совершенно помимо своей Церкви!

Невольно вспоминается та самая дохлая крыса на дне бочки с медом, о которой писал митрополит Филарет в переписке с "Американской Митрополией" после окончания III-го Всезарубежного Собора. Только тут крыса не на дне, а всплыла на поверхность, на первые же страницы.

Этот сборник служит как бы иллюстрацией того, что полумерам и компромиссам в Истинной Церкви, как и вообще во всех принципиальных вопросах, места нет. Владимир Солоухин в своем последнем интервью перед смертью сказал, что слишком медленные терапии не могут вылечить Россию: “Необходимо хирургическое вмешательство: вырезать и выбросить”. Также как славословия по адресу старой России, часто встречающиеся на страницах национал-большевицких изданий, ничего не значат, пока не сопровождаются проклятием всей советскости, так и всевозможные любезности в сторону Зарубежной Церкви ничего не значат, и ничего дать не могут, пока не сопровождаются они решительным и окончательным отказом от церковной советскости, т.е. от Патриархии. Все остальное есть ничто иное, как церковный национал-большевизм.

Митрополит Виталий - наше Знамя, наш Удерживающий

В такой обстановке видим насколько узок путь, остающийся для истинной Церкви и для неповрежденного Православия. Путь, с которого не дай Бог нам сойти. Кому много дано, с того больше спросится. Нам, в лице нашей гонимой, со всех сторон угнетаемой Церкви - а худшее - мы должны знать - еще впереди, как никому в сегодняшнем мире много дано. Оттого так велика ответственность всех нас, а наипаче неизмерима ответственность, лежащая на нашем благостном Авве старце-митрополите. Знаем, что знамя Зарубежной Церкви он высоко держит и никогда не упустит, как о том блестяще свидетельствует его недавнее послание о Современном значении Русской Зарубежной Церкви: “Как архипастырь Русской Православной Зарубежной Церкви, я считаю своим священным долгом обратиться с этим посланием ко всем чадам нашей Церкви. Меня к этому даже принуждает замеченное нами некое духовное безразличие к Истине и уже глубокое непонимание исключительного, уникального значения нашей Церкви в мире Вселенского Православия и всего инославного Западного Христианства. /.../

Наша Церковь, это Дева бегущая в пустыню от красного Дракона. Пустыня - это дехристианизированный Запад, в котором еще теплится свобода и которую наша Церковь ищет, ибо только по-настоящему в ней - в свободе - только и нуждается. Через нашу Святую Русскую Православную Зарубежную Церковь звучит голос Святой Руси, суть и природа которой - внутренняя, сокровенная, духовная, всегда ненасытная жажда русской души жить жизнью Святых, жить по Св. Евангелию, сколько есть сил и всегда только с помощью Божией. Голос Ея всегда звучал через все тысячи лет исторического бытия православной России. /.../

Если Церковь - Сам Христос, то как можно себе представить Христа Господа нашего и рядом - изменника митрополита Сергия, Христа и рядом - Дроздова (Алексея II). /.../ Это высшее правление Московской Патриархии есть просто безблагодатное, государственное учреждение, а ея члены просто государственные чиновники в рясах. У нас есть такие "умники", которые скажут Вам, что все это мое послание, только личное мнение самого митрополита. На это я отвечу, что меня заставили писать это послание бесконечные протесты со всего великого нашего русского Рассеяния. Значит это мое послание есть глас нашей заграничной Святой Руси, а я только его выразил во всеуслышание. Дай, Господи, чтобы у несогласных с этим посланием их неединомыслие не превратилось бы в неединодушие.

Будем всегда благодарить Господа за то, что мы в Святой Русской Православной Зарубежной Церкви, которая за все 80 лет своего существования шла прямым Божиим царским путем, никогда не уклоняясь ни в какое бездорожие”.

В свою очередь, Владыка митрополит знает, что подавляющее большинство Церкви с любовью стоит за ним и в благодарном послушании идет по четко указанному им пути, единственному могущему сохранить для будущего поколения этот светоч Православия, последний глашатай Истины среди всемирного отступления.

Останемся неколебимо верными обещанию, данному всею Церковью устами всех членов Архиерейского Собора в послании к пастырям и пастве, составленном в радостный день выбора нового Первосвятителя : “Будем просить у Господа помощи новоизбранному Митрополиту; будем помогать ему нести нелегкий крест его служения; будем оказывать ему послушание; будем молиться за него”.

В своем предсоборном послании от 1/14 августа 2000 г., Владыка митрополит будто заранее отвечает московскому патриарху, который неделю спустя, лицемерно протягивает нам руку и зовет к объединению: “Московская Патриархия является ничем иным, как неканоническим созданием бывшей Советской власти - /.../ Итак я, как Первоиерарх, призываю вас всех оставаться навсегда верными нашей Русской Православной Зарубежной Церкви и не смущаться теми призывами, которые мы все чаще и чаще слышим об объединении и о сослужении с другими во имя, так громко сказанной, "братской любви". Где же наша "братская любовь", когда мы в самом главном, в богослужении, живем /.../ по разной духовной жизни? Вдумаемся в это важнейшее слово - "богослужение", т.е. служение Богу, и тогда мы поймем, что служим то мы Самому Богу по-разному”. А мы по опыту знаем, что предвещают бесстыдные патриархийные призывы - неужели очередное бандитское покушение на наше имущество? В день 700-летия Курской иконы, наш Первоиерарх так заключил свое слово: “ И мы все здесь находимся у Иконы Божией Матери, которая, мы верим, как бы сопутствующая нас в Своей Иконе, 75 лет тому назад вышла с нами заграницу, как наша Путеводительница, посланная Самим Спасителем нашим. И неужели теперь, Божия Матерь вдруг нас станет вести к соединению с иерархией Московской Патриархии, безнадежно погрязшей в ереси и неправде Москвы. Такого быть не может ! Это граничит с кощунством. Аминь ”.

Далеко не все заслуги дорогого митрополита отметили мы в этом обозрении, не было сказано о его издательской, столь полезной деятельности, развитой с самых юных лет, но оканчивая наш очерк не можем не упомянуть хотя бы словом, воистину героическое поведение молодого архимандрита Виталия, своим энергичным и бесстрашным поведением перед английской оккупационной Властью в конце последней войны, спасшего от насильственной позорной выдачи советам, т.е. от явной смерти, большое число русских пленных. Итак, за всю столь насыщенную и полезную жизнь нашего Духовного Вождя, от всей души вознесем горячую молитву Всемилостивому Богу и провозгласим дорогому и глубокочтимому юбиляру, нескончаемое и благодарное -

Благоденственное и мирное житие,

здравие же и спасение, и во всем благое поспешение подаждъ, Господи,

верному рабу Твоему, Господину и Отцу нашему

Высокопреосвященнейшему Митрополиту Виталию,

Первоиерарху Русския Зарубежныя Церкве,

и сохрани его

НА МНОГАЯ ЛЕТА!

Ис полла эти, Деспота!

  • Август 2000 г.

  • Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

    Храм св. Николая - Лион (Франция)

    Hosted by uCoz